Дисклеймер: материал содержит много размышлений автора, поэтому является скорее постом в блог, нежели журналистикой. При этом многие авторские утверждения обоснованы ссылками на источники и цитаты.

Неделю назад, 14 января, рабочий чат KitchenRiots словно окатили ледяной водой — мы прочитали новость о смерти Алана Рикмана. Какое-то время не верили. Впервые в жизни упоминание его имени не залило щёки румянцем, а заставило меня побледнеть.

Интернет превратился в место, где даже эмоциональные некрологи подвергаются жёсткой критике. Читатели корят авторов грустных постов об ушедшем человеке, добавляя: «любить и писать об этом раньше надо было!» Всё дело в том, что когда мы были детьми, мы уделяли кумирам большое количество времени и внимания. Могли писать о них длинные трактаты друзьям по переписке, говорить часами, пересматривать или переслушивать работы по несколько раз. Сейчас же, справедливо увлечённые собственными жизнями, мы часто собираем все чувства и мысли по отношению к кому-нибудь только по самому трагическому поводу. За это не стоит критиковать. Просто великолепно, если у вас было время, повод, вдохновение или непреодолимое желание написать о неродном человеке при жизни. Но часто слова пишутся от бессилия что-либо изменить. Ещё вчера вы мечтали пожать руку тому, кто вдохновил вас на выбор жизненного пути, был примером для подражания, как в работе так и в жизни. Но наступает страшный момент, и вы опоздали. Человека больше нет, и этот факт тяжеленным ледоколом отламывает вам кусок сердца. Сдавайте билеты на мероприятие или поезд, меняйте планы, ищите новую путеводную звезду или… возьмите себя в руки и закончите то, на что вас вдохновил ушедший из жизни человек.

Частые заявления о том, что глубокий голос Алана Рикмана был самым лучшим, не такое уж преувеличение, ведь актер даже получил прозвище «Голос» (The Voice). Его звучание исследователи признали, как близкое к идеальному — ученые считают, что если скрестить его с голосом Джереми Айронса, получится идеальный мужской тембр. Рикмана, возможно, меньше знали внешне, чем узнавали ушами — звук его речи действовал гипнотически. Добавив к волшебному тембру еще чистый литературный английский и особенный британский акцент, этот голос нельзя спутать ни с кем. Возможно поэтому Кэвин Смит и выбрал Рикмана на роль Метатрона — «гласа Божьего» в «Догме». Позже актёр озвучил депрессивного робота (paranoid android) Марвина в «Автостопом по Галактике» и гусеницу Абсолем в «Алисе в стране чудес» подарив этим персонажам уникальный характер. Работы Алана Рикмана повлияли на гик-культуру в достаточной мере, чтобы отметить не только роль Северуса Снейпа из серии о Гарри Поттере, хотя именно эта роль принесла ему славу среди молодого поколения. А сам персонаж книг Роулинг в исполнении Рикмана обрёл более сложные, сдержанные и загадочные черты характера.

 

Перечислять его работы в кино бессмысленно — у каждого из нас есть любимая роль, но игра Рикмана украшала даже самые непримечательные кинопроизведения. Тем более, художественный руководитель театра в итальянском городе Вольтерра, Симон Мильйорини, написал в воспоминаниях о Рикмане, что однажды перед премьерой своего спектакля в Дублине, Алан сказал ему: «Не хочу, чтобы меня вспоминали за мои фильмы, ведь это работа. Хорошо, если меня запомнят просто как Алана, мы всегда так говорим с Эммой (Томпсон). Работа — одно, а жизнь и те, кто тебя любят — совсем другое». Не знаю, насколько это правда, но Мильйорини не первый, кто упоминает о таких высказываниях мистера Голоса.

Про его героев и работы на театральной сцене писали многие, но самые трогательные истории о Рикмане, как о прекрасном человеке, коллеге, учителе. Признанный одним из лучших британских актёров, он не получал огромного количества наград, но остался любимым и очень важным в тысячах сердец, которым помог лично или косвенно. В отличии от своих ролей, в жизни Алан был честным, обаятельным и открытым человеком. Тем, кто знал его, мистер Рикман не скупился на советы, а поклонников многому научил одним только своим примером. Всё это выглядит, как стандартный текст для некролога, но есть одна особенность. Алан Рикман действительно был таким редким в наше время, необычно светлым человеком, будто сошедшим со страниц поучительной книги.

Ранняя смерть Рикимана – трагедия еще и потому, что редко случается, когда кумир оказывается настолько чудесной личностью. Сейчас я пишу текст, вытирая слёзы, и слёзы в какой-то степени эгоистичные. Я одна из тысяч людей, кому больно от того, что не успела сказать «спасибо». Лучшее, что я могу сделать сейчас, в своём отчаянии — поделиться с вами уроками, которые на протяжении жизни преподал людям настоящий джентельмен — Алан Рикман. Можете называть это «правилами жизни».

Суть отличной истории заключается в том, что у нее должно быть начало, середина и конец.Алан Рикман

 

Никогда не поздно начать делать то, что делает вас счастливыми

Как известно, Алан Сидни Патрик Рикман мечтал о театре с детства, но отложил мечту в пользу более выгодной профессии — графического дизайна. До 26 лет он вместе с друзьями управлял студией в Лондонском Сохо. Но постепенно Рикман понял — его место всё таки на сцене. Бросив дизайн, почти до 30-ти лет будущий актер и режиссер учился в Британской академии драматического искусства, после чего очень быстро сменил второстепенные роли в театре на ведущие. Его роль виконта де Вальмона в спектакле «Опасные связи» 1985 года принесла такой успех, что даже афиши к этой постановке стали отдельным источником дохода для театра — впервые в истории Лондона!

Вскоре, спектакль вместе с Рикманом добрался аж до Бродвея. Он принес не только несколько номинаций Тони (Tony Award — награда за достижения на сцене Бродвея), но и приглашение сыграть Ганса Грубера в «Крепком орешке». На момент выхода на экраны знаменитого боевика, Алану было 42 года. И это была его первая роль в кино, которая оказалась колоссально успешной. Поговаривают, когда постпродакшен ленты завершился, Брюс Уиллис сильно негодовал, что какой-то неизвестный британец собирает всё внимание в кадре, и даже просил перемонтировать некоторые сцены. :)

Так началась карьера Рикмана в кино. В США за ним устойчиво закрепилось амплуа «плохиша», и только британские режиссеры давали ему положительные роли, которые удавались Алану не менее хорошо. И всё же, он часто отказывался от перспективных кинопроектов в пользу своей страсти — театра.

Позже он сам срежиссировал два фильма — «Зимний гость» (The Winter Guest, 1997), сценарий для которого тоже написал сам по пьесе Шармана МакДональда, и «Небольшой переполох» (A Little Chaos, 2014), где сыграл роль короля Людовика XIV.

 

Превратите свои недостатки в яркие достоинства

В юности из-за проблем с челюстью, Алану пришлось много заниматься ораторским мастерством. Трудности с речью и упорная работа над их проеодолением превратились в последствии в этот знаменитый восхитительный голос и произношение — суперсилу и визитную карточку Алана Рикмана. Поговаривали, что актёр боялся высоты, но при этом никогда не отказывался от сцен, которые могли вызвать страх.

Я все время обо всем беспокоюсь. Я беспокоюсь о том, что я беспокоюсь. Единственный способ от этого избавиться – выйти на сцену. По-моему, жизнь построена на ощущениях, как и все остальное; игра на сцене – попытка воспроизвести это ощущение.

Алан Рикман

Стивен Поляков, режиссер фильма «Закрой мои глаза» вспоминает:

Он был смесью волнения и тревоги — Алан невероятно беспокоился о своей работе, хотя был одним из лучших людей, к которым можно обратиться за советом. Он позвонил мне, прежде чем согласиться на роль шерифа Ноттингемского (в фильме «Робин Гуд: принц воров»), и сказал: «Я собираюсь разрушить свою карьеру!» Я ответил: «Если ты злодей, это же будет фантастика!» В другой раз, мы обедали. В его карьере всё шло хорошо, и я сказал: «Ты должен наслаждаться этим. Черт возьми, перестань беспокоиться и начни наслаждаться». А потом, я помню, Алан шел по улице, выкрикивая: «Я собираюсь перестать беспокоиться, Стивен. Я не беспокоюсь больше!».

Людям не всегда приходит в голову, что он ждал очень долго, чтобы стать успешным. Я помню вечеринку у меня, как раз перед «Опасными связями». Там собралось много людей из шоу-бизнеса, и я помню, Алан сказал: «Мне почти 40, и никто здесь не знает меня». Ему пришлось страдать из-за дураков, как многие в этой отрасли. Люди, которые говорили, что он не достаточно сексуален, директора театров, не считавшие, что он привлекателен для зрителей-женщин — величайший просчет в истории шоу-бизнеса! (Какие глупые, я просто поверить не могу — прим. автора)

 

Про эту странную манеру говорить, упоминает и Брайан Кокс:

«Некоторые думали, что он был очень манерным, но это было нечто другое: это умение говорить очень медленно и осторожно. Великолепный контроль над собственным голосом. Я помню, как однажды он разозлился на меня, когда мы ставили спектакль вместе, и он сказал: «Брайан. Я действительно, действительно … действительно … думаю, что ты был… ужасно медленным на своих репликах. ( “Brian. I really, really… really… think that you are being… terribly slow on your cues.”) Алан! Ты знаешь, как долго я ждал, пока ты договоришь эту фразу?! Но в этом было счастье и радость общения с ним».

 

Постоянно изучайте то, чем занимаетесь. Интересуйтесь работами своих коллег

Еще при жизни актёры, игравшие с Аланом в кино и на подмостках, писали и говорили, насколько внимательным он был к людям и их делам. Если у него было время посмотреть новую постановку — он обязательно смотрел. Если получалось оценить работу знакомого актёра, режиссера, драматурга, Рикман делал это честно и искренне. Такая прямота сначала пугала, но правдивая критика от талантливого человека на вес золота. И коллеги Рикмана с благодарностью вспоминают об этом.

Питер Кайл, британский политик и друг Алана написал:

В ключевые моменты моей жизни он всегда был со мной. Он отчаянно хотел, чтобы люди использовали все свои таланты и ненавидел, когда люди принижали сами себя. Однажды мы прогуливались по улице и я, смеясь, сказал: «В университете мне предложили защитить докторскую». Он спросил, почему я смеюсь. Я ответил, что люди меня и так любят и что, в любом случае, я недостаточно умен для этого. Он остановился и внимательно посмотрел на меня, слегка округлив глаза. Алан буквально разорвал меня на куски за недооценку моего потенциала, за выбор легкого пути, вместо чего-то более трудного, но достижимого и важного. Он развернул меня, мы пришли в его квартиру, он усадил меня рядом со своей спутницей Римой (она читала лекции), и тот момент стал первым шагом на пути моего становления в качестве ДОКТОРА Питера Кайла. Я был не единственным, было множество людей с подобными историями.

 

Тереза Ребек, драматург вспоминает:

Я отправляла ему свои пьесы, и он всегда их читал и давал советы, иногда самыми загадочными способами. Однажды он всего лишь написал мне: «Взгляни на страницу 62». А в другой раз писал длинное письмо со всеми деталями о том, как он играл в пьесе «Антоний и Клеопатра», и как Питер Брукс в конце концов сказал им, что актеры никогда не будут так же хороши, как сама пьеса. Еще как-то раз он рассказывал мне о Чехове, плетясь вниз по улице под снегом. Он был особенным, полным мудрости, вкуса и искренности.

Недавно он написал, что нашел кое-что из того, что я ему отправила, нечто эпичное и интимное одновременно. «Как ты это сделала?» — спросил он. На что я только могла ответить: «Я научилась этому у тебя».

Все, кто работал с Аланом, чему-то научились у него. Он всегда придерживался строгих стандартов. Пьеса «Семинар», над которой мы с ним работали, рассказывает историю о непреклонном писателе-гуру и четырех его учениках; все они запутывают себя в устрашающий и разъяренный клубок и выходят из него более мудрыми и готовыми к порке. Алан подошел к формированию роли очень внимательно. И когда он закончил, персонаж казался одновременно и цельным, и жалким, и смешным. Алан верил, что комедию можно назвать хорошей, если в ней присутствуют кровопролития. Репетиции проходили строго и точно, после них мы, порой, ходили вместе выпить мартини. Случалось так, что жизнь и искусство становились настолько похожими, что ты даже не мог их различить.

Сейчас все знают секрет: за суровой и строгой внешностью, всегда был самый добрый и великодушный человек. Его точность и строгость были звеньями, что удерживали нас на выбранном месте. Он напоминал нам, что театр — это призвание и привилегия. Работая с Аланом мы чувствовали, что стоим на одной линии с Шекспиром и «Слугой короля». 

 

Скромность на самом деле украшает человека

Цитата: Я серьёзно отношусь к своей работе, а это возможно только при несерьёзном отношении к собственной персоне.

Алан Рикман

Журнал Empire включил Алана Рикмана в «топ-100 самых сексуальных звёзд из мира кино за всё время» в 1995, актёр занял там 34 место. Позже, два года подряд — в 2009 и 2010, Empire помещали Рикмана на 8 место в топе-100 самых сексуальных звёзд. Без всяких титулов это могли подтвердить тысячи теряющих сознание поклонниц и подражающих поклонников.

И кстати, дело тут не только в голосе. Сложно понять, как именно Алану удавался этот обворожительный образ. Если вы всё еще не верите, что этот не такой уж молодой британец покорял даже сердца школьниц, значит, не видели клип группы Texas на песню In Demand 2000 года. Честно говоря, в детстве моё сердце едва не разорвалось на лохмотья, когда я впервые смотрела это видео :D

Допустимо, что такой человек мог бы позволить себе немного пафоса в общении с окружающими, и никто за это не осудил бы его (ведь подобных примеров навалом и осуждать их я не стану)… Но это было не про Алана. На экране и сцене он действительно умел создавать пугающе неприступный образ, такой сдержанный, суровый, загадочный. Но в жизни оказывался полной противоположностью. Всегда вежлив и мил с журналистами не смотря на то, что часто разочаровывался в них — ведь бывает, что люди этой профессии гонятся за сенсацией, теряя саму суть историй, задавая одни и те же скучные вопросы. Журналисты, уважающие Рикмана, знали наизусть список «бородатых» вопросов, которые было просто некрасиво задавать актёру (например, «Почему вы постоянно играете злодеев?»).

Я не люблю разговаривать с журналистами, потому что большинство из них хотят сократить жизнь до статейки в одну страницу и все время заставляют тебя что-то сравнивать.Алан Рикман
Благотворительная акция, организованная всемирно известной детской больницей «Great Ormond Street Hospital». Рисунки, созданные знаменитостями, будут проданы с аукциона для помощи кардиологическому отделению больницы. - Август 2013

Благотворительная акция, организованная всемирно известной детской больницей «Great Ormond Street Hospital».
 — Август 2013

С головы Рикмана также «не падала корона», когда фанаты просили автограф или фото. Конечно, не все решались подойти, потому что Алан время от времени носил ту самую маску суровости, которую многие воспринимали за правду.

Он видел свои недостатки в работе, и часто очень переживал, когда смотрел собственные работы на экране. Ведь мог бы сделать лучше! И упорно работал над собой.

 

Помогайте людям — близким и чужим

Рикман не любил афишировать благотворительные акции, в которых участвовал, кроме тех, что требовали внимания общественности (из известных примеров — Saving Faces и the International Performers’ Aid Trust). Он поддерживал театральные фонды, помогал родной школе Латимер в Лондоне. Ведь для этого не нужна большая известность, главное — отбросить любые оправдания и действовать. Именно поэтому, когда 12 января 2016 года запланированное на конец месяца выступление в школе Латимер отменили, поклонники почуяли неладное — Алан никогда бы не отказался выступать, и не стал бы переность дату без веской причины.

Он не стоял в стороне от политических проблем, если был уверен в своей позиции и правоте. Так, например, в 2012 году Алан был среди тех, кто обратился к премьер-министру Британии, Дэвиду Кэмерону, с просьбой поспособствовать освобождению политических заключенных в Беларуси. 

У него было много социальных и политических обязательств. Я столкнулся с ним, когда мы вместе пошли на Трафальгарскую площадь, чтобы послушать речь Манделы. Алан был большим приверженцем борьбы с апартеидом. Алан действительно был одним из тех людей, которые держали бессменные вахты возле южноафриканского посольства в то время. — Колин Фёрт, из воспоминаний.

Последней работой, которую озвучил Алан в своей жизни, стал 29-секундный ролик в поддержку беженцев, снятый студентками из Оксфорда. Даже будучи серьезно больным, этот чудесный человек нашел в себе силы записать текст для ролика.

 

Личное пространство — на то и личное, цените его

Что-нибудь об актерах? Мне жутко надоели актёры, рассказывающие о себе. Не думаю, что окружающим стоит всё знать обо мне.

Алан Рикман


Алан не считал себя необычным человеком, и истерия фанатов вокруг его персоны скорее удивляла актёра. Вы знали, что существует даже специальный термин – «рикманьяк» (rickmaniaс) для особенно одержимых Рикманом людей?

Но мистер Голос старался не рассказывать о себе, о близких. Мало кто знал, где живут он и его возлюбленная. Да что там! Даже о том, что на 65-ом году жизни актёр, наконец, женился, узнали совершенно случайно. Вот сенсация была! :)

 

Любовь бывает одна на всю жизнь

Алан Рикман и Рима Хортон познакомились, когда им было 19 и 18 лет соответственно. Через 12 лет, они стали вместе жить, а расписались только спустя 40 лет.

Сам Алан говорил о Риме:

Она ко всему этому не имеет отношения, так что мне очень не нравится, когда начинают о ней говорить. Ей от этого только труднее. Думаю, у каждых отношений должны быть собственные правила. Она терпелива. Невероятно терпелива. Почти святая.

Нет, это не было любовью с первого взгляда. Терпеть не могу, когда нас пытаются представить как нечто необыкновенное. Наши отношения такие же сложные, запутанные, как и у любой другой пары. Мы через многое прошли. Но я действительно её уважаю. Мы можем просто сидеть рядом и долго молча читать, а потом она вдруг прочтет что-нибудь вслух, и мы начинаем смеяться.

Думаю, двум актерам трудно ужиться вместе работа отбирает всё время. Да, Джуди Денч и Майкл Уильямс – счастливая пара, но, возможно, благодаря тому, что они научились оставлять свои проблемы в комнате для репетиций. У меня никогда так не получалось — я всё несу домой. Хожу мрачный, а Рима смеётся и сразу же вникает в суть вопроса. Сколько бы ни было у неё проблем, она кладет голову на подушку и сразу же засыпает!

 

Никому доподлинно неизвестно, что было в жизни у двух этих умных, интеллигентных и чертовски обаятельных людей. Были они единственными спутниками друг друга, случались ли сомнения и неприятности — мы знаем одно. История закончилась хорошо. Пойманные невидимыми папарацци или специально позируя фотографам, Алан и Рима светились спокойствием и тихой радостью. Любовь развивается из уважения, дружбы и долгого труда.

 

И еще раз — помогать людям и коллегам

У Алана и Римы не было детей. В поздних интервью Рикман говорил, что был бы не против отцовства. «Пожалуй, было бы очаровательно, если бы на нас свалилась тройка детей 8, 10 и 12 лет, мы стали бы для них чудесными родителями».

Если бы у меня были дети, думаю, я позволял бы им носить всё, что угодно. Друзья не верят, когда я говорю им об этом, но я позволил бы детям гулять по улице в розовом люрексе и золотистой синтетике.

Алан Рикман

Детей он любил, про это рассказывают и коллеги по фильмам о Гарри Поттере, удивляясь, что Рикман общался с ними на равных. За маской безразличного Снейпа, оказывался настоящий супергерой. 

Американский актёр, режиссёр и кинопродюссер Стэнли Туччи, который дружил с Аланом несколько лет, вспоминал забавную историю:

«Рикман неизбежно всякий раз, когда приезжал, вызывал приступы волнения и страха у моих троих детей, т.к. Гарри Поттер был единственным, что занимало их умы в те дни…

Моя младшая дочь (ей тогда было около девяти лет) пригласила лучшую подружку, чтобы та осталась на ночь, в ожидании встречи с Северусом Снейпом. Это была истерика, ни больше ни меньше.

Когда он, наконец, прибыл, он поприветствовал их также изящно, как он приветствовал всех. Затем склонился над ними, слегка прищурился и спросил их своим фирменным низким голосом: «Вы фанаты Гарри Поттера?» Разумеется, мы чуть было не отвезли бедняжек в больницу».

«Моя семья и я очень счастливы, что он был частью нашей жизни, пусть даже столь непродолжительное время» — сказал Туччи. «Мое сердце болит от потери».

Я часто слышала от завистливых фанаток осуждения в стиле «почему не завели ребёнка, ведь такие прекрасные люди должны были оставить после себя след!». Это пример тотального человеского эгоизма и материализма. Логика их такова, что важнее оставить после себя генетический код, чем стать «духовным родителем» — зажигая искры в сердцах. А это Алан умел лучше всех. Он будто искал людей, которым нужна помощь или совет, опекал их, даже находясь на другом континенте. Кейт Уинслет говорила, что мистер «Голос» сам был больше всего счастлив, когда делал счастливыми других.

 

Очень трогательно написал в своём твиттере (твитлонгере) Шон Биггерстафф:

<…> Когда мы добрались до съёмочной площадки, <…> Алан познакомил меня практически с каждым великим британским актёром, о котором я когда-либо слышал. Он говорил им: «Это мой мальчик».

<…> Когда мой друг Донни написал пьесу, в которой он видел меня в одной из ролей, я отправил её Алану, надеясь получить совет, где бы мы могли её поставить. Он получил её, когда садился в самолёт. Когда приземлился, то написал мне, что он прочитал её целиком и ему понравилось. А двумя днями спустя мы получили печатную копию пьесы с горами предложенных поправок и мыслей, написанных его почерком на полях и письмо на двух страницах, полное похвалы Донни и советов, кому можно эту пьесу предложить.

Он сделал тоже самое для четырёх последовавших черновиков.

Это. Никогда. Не. Прекращалось. За двадцать лет нашего с ним знакомства, Алан всё время был таким. Он мог быть на безумном пресс-туре на другом конце земли, он мог только что закончить играть в бродвейском шоу и готовиться к началу съёмок фильма – с парой других параллельных проектов, где он был актёром, режиссёром, сценаристом, членом попечительского совета, ментором, бормочущим на заднем плане – но если мне было что-то нужно, он был готов потратить своё время на то, чтобы помочь мне.

И, на удивление, я знаю, по крайней мере, дюжину людей, у которых были схожие отношения с Аланом. Он был нашим крёстным феем. Он был шёпотом в ушах в нужный момент. Он был ободряющим посланием, всегда вовремя чувствуя, что нам нужнее всего. Он был новыми крупными снимками или ковровыми дорожками или дорожными деньгами в трудные времена. Как он находил для этого время, не говоря уже о силах – остается для меня загадкой. Он был самым щедрым, мудрым, поддерживающим, талантливым, харизматичным, сопереживающим человеком, которого я знал.

Последний раз я видел Алана после того, (что было неведомо мне) как он провел десять дней в больнице. Он вышел оттуда тем утром и… сдержал своё обещание о нашей встрече в театре. Странным образом, я рад тому пугающему событию, так как оно заставило меня осознать, что даже он – смертный человек, из плоти и крови, и определенного возраста, и что он не всегда будет здесь. Тем вечером, когда мы расстались, я обнял его, и сказал, что люблю его, и сейчас я этому очень рад.

В понедельник утром я начинаю репетиции новой пьесы. Это будет первый раз с тринадцати лет, когда я подписываюсь на проект без возможности попросить совета и поддержки у Алана, и я до смерти напуган. Я могу только надеяться, что достаточно перенял от него, и смогу двигаться дальше. Я, если честно, не уверен.

Спокойной ночи, Алан. Я буду скучать по тебе каждый день. 

Вы всё еще думаете, что родить важнее, чем воспитать?

 

Улыбайтесь!

Все, кто работал с Аланом, упоминают о его приятном характере и интеллигентном юморе. Актриса Эванна Линч, сыгравшая Полумну Лавгуд в «Гарри Поттере», написала огромный нежный пост в фейсбуке, где рассказывала с каким интересом он расспрашивал её о работе.

Алан был не такой как все… Должно быть, крайне непросто играть Снейпа и отчуждать от себя всех. Крайне непросто перестать улыбаться людям.
Эванна Линч

Представьте себе человека, который мог посмотреть очень строго, а затем остроумно пошутить. «…Я хочу помнить его юмор, ум, мудрость и доброту. Его уникальную способность срубить тебя одним взглядом и поднять одним только словом», пишет в своём воспоминании Эмма Томпсон. Эмма очень любила Алана, они дружили и сыграли вместе в целых семи кинокартинах. 

<

Симон Мильорини, которого я цитировала в начале статьи, также упоминал, что за пару дней до смерти, Алан писал ему электронное письмо из госпиталя на итальянском: «Я сейчас отдыхаю в больнице, где мне пытаются привести в норму показатели крови. Жена бегает туда-сюда с вкусностями. Не так уж всё плохо! (Can’t be too bad!)». И просил фотографии города Вольтерры, который очень любил, чтобы скорее пойти на поправку.

Рикман до последнего дня оставался весёлым и великодушным. На своё последнее Рождество, он как обычно послал кучу открыток друзьям, наслаждаясь их улыбками и не скупясь на тёплые слова.

 

Мы будем любить Алана, пока сами ходим по этой земле. Будем пересматривать его в кино и записи спектаклей, продолжая восхищаться актёрским талантом еще, надеюсь, не одно поколение. Но главное — станем чуточку светлее и мягче сами. Алан Рикман научил нас быть просто хорошими людьми, независимо от выбранной профессии.

Конечно, другого такого человека не будет. Мы ведь все уникальны. Но присмотритесь — возможно кто-то рядом с вами, кого вы считаете заносчивым или грубым, на самом деле скрывает внутри щедрую душу. Сейчас «модно» выглядеть нигилистом, выставлять напоказ эгоизм и злость, а вы имейте смелость быть «старомодными». Хотя бы в память о настоящем английском супергерое — Алане Рикмане.

 

При составлении материала использованы материалы сайта alanrickman.ru и сообщества https://vk.com/alan_rickman