Помните, как со стремительным взлётом популярности Nintendo Wii пришла мода на «моушн-контроллеры»? Трекеры рук, ног, пульса и даже головы. Их двигали в массы большие компании, над другими работали энтузиасты. Но в силу технических ограничений — ими очень быстро наигрались. Сейчас подобными устройствами уже не удивить, но стоить начать зрить в корень.

Шведские энтузиасты из компании Tobii адаптировала привычную технологию отслеживания движений под трекинг глаз. Примечательно, что ранее для этого требовались специальные очки, которые накладывают бесчисленные ограничения и явно не столь дружелюбны к покупателям. Tobii EyeX это по-сути свежий взгляд на трекинг глаз — без лишних устройств и носимых гаджетов. Это всего-лишь камера, которая выполняет свою магическую функцию.

Прикладных задач с таким подходом — не паханное поле. Неудивительно, что новым трекером тут же заинтересовались такие гиганты как Acer и MSI. Их коллаборация явила миру игровые ноутбуки и мониторы со встроенными трекерами EyeX. Для них игры являются лишь верхушкой айсберга, куда важнее сами устройства, которые ежегодно расходятся десятками миллионов. Если бы большие компании не бросили свой взор на столь экстравагантное устройство, то оно прошло бы мимо нас, но тут скорее прецедент — технология доступна для всех желающих и без покупки лэптопа за бешенные деньги.

dsc_3806

Выделенный трекер Tobii EyeX можно заказать с официального сайта за €120, а за быструю и довольно проблемную доставку в Россию попросили еще €20. Помимо самой камеры в подарок дают одну из игр на выбор: Master of Orion или Deus Ex: Mankind Divided. Для поклонников Адама Дженсена — самый очевидный выбор. А если ещё и живёте в Европе, то сам трекер обойдется в  €80.

Через 3 дня после оформления заказа трекер прилетел в Москву, но ещё 8 дней ОН провалялся на таможне, пока решались все проблемы с декларированием посылки через UPS. Как сообщают представители компании Tobii, это не первая проблема с доставкой их продукции в Россию. Видимо, в пост-советской державе следить за гражданами можно только спецслужбам. Забегая вперёд, стоит уточнить, что гаджет может оказаться вполне шпионским, так как не всегда желает добровольно выпиливаться из оперативной памяти и висит где-то на фоне.

Но так ли нужен ли трекер глаз для игр и что это за зверь такой?


УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ

Чёрно-розовая коробока от девайса смутит любого курьера, ведь в ней может крыться любой предмет фаллической формы — так и не скажешь, что в ней лежит высокотехнологичное устройство. В комплект входит узкий и длинный трекер, экранированные USB-кабель и 2 магнита на клейкой основе для крепления устройства на монитор или телевизор. Сам трекер крепится надёжно и легко снимается в случае необходимости. А вот наличие единственного USB-порта сбоку устройства вызывает нарекания. Во-первых, торчащий кабель банально плохо смотрится. Во-вторых, тут не так много опций для аккуратного кабель-менеджмента. Трекер же вполне красивый и элегантный, а упругий кабель отнюдь его не красит, не говоря про очевидные проблемы — закрепить его без отдельная головная боль.

dsc_3802


ПОДКЛЮЧЕНИЕ К PC И ПЕРВАЯ КАЛИБРОВКА

Устройство пока не работает «из коробки» на платформе Windows 10, но и это вопрос недалёкого будущего. Для использования нового контроллера необходимо скачать фирменную софтину с официального сайта, которая после первой калибровки запомнит именно ваш профиль и индивидуальные параметры глаз. Это особенно удобно, когда одним устройством пользуются несколько человек или время от времени одеваются очки. На деле же, для большей точности калибровку лучше делать каждый раз, когда садишься за компьютер. Это занимает 30 секунд времени, но может значительно улучшает впечатления от использования устройства. Учитывая, что технология новая — разработчикам понадобится некоторое время, чтобы улучшить её софтовую часть. После калибровки предложат сыграть в мини-игру, в которой нужно смотреть на инопланетян (а они будут реагировать на это) и уничтожать астероиды взглядом. Ура, трекер подключен и теперь можно  протестировать его!

На данный момент функция трекинга глаз официально доступна всего в 40 играх, из которых интересными могут показаться Deus Ex: Mankind Divided, Master of Orion, Tom Clancy’s The Division, несколько игр Assassin’s Creed, Arma 3 и Elite: Dangerous. По ссылке можно посмотреть полный перечень игр с поддержкой Tobii EyeX. Как и в случае с другими нестандартными контроллерами — разработчиками приходится в индивидуальном порядке работать над поддержкой трекера в своих играх. Шведы из Tobii наверняка услышали не один отказ. У издателей и разработчиков итак головной боли перед релизом хватает — большие проекты не всегда успевают выпустить отполированными (не говоря уже про дополнительные функции). А вот для именитых игр вроде Grand Theft Auto V разработчики EyeX выпускают специальные моды, которые добавляют поддержку трекинга без танцев с бубном. В общем — игр хватает, а в будущем их будет больше.


TOBII EYEX + DEUS EX: MANKIND DIVIDED 

Первым делом я протестировала устройство в новой части Deus Ex, которая как раз шла в комплекте с трекером. Недаром, в свежее детище Eidos Montreal встроили одну из самых интересных функций. Трекинг глаз с первых секунд вызывает детский восторг. И ведь действительно, на дворе 2016 год: где-то по дорогам ездят беспилотные автомобили, смартфоны отказываются от проводных наушников, а многие уже успели опробовать технологии виртуальной или дополненной реальности — чем ещё можно удивить простого человека? Разве что ненавязчивым дополнением. Tobii EyeX не переворачивает мир с ног на голову, а аккуратно добавляет в игры новый спектр ощущений. Впервые глаза выступают в роли дополнительного контроллера. «Wow-эффект» хоть и появился, но не ненадолго. Трекер определённо влияет на впечатления от Deus Ex: Mankind Divided, но улучшает ли он их?

dxmd-2016-09-13-11-41-12-73

Перед тестированием следует провести тщательную настройку трекера внутри игры. Учитывая многообразие параметров и особенностей — малейшее изменение чувствительности или угла обзора может вызвать неприятные ощущения. К этому моменту стоит подойти с умом. В самой же игре набор функционала довольно тривиальный:

  • Затемняет элементы интерфейса, когда вы на них не смотрите. В идеале, конечно, чтобы он полностью исчезал с экрана, когда не попадает в поле зрения. Получались бы очень кинематографичные скриншоты, но нет.
  • В меню быстрого доступа инвентаря можно выбрать просто посмотрев на него.
  • Наведение курсора на NPC или предмет с помощью взгляда. То есть, не нужно шевелить мышкой или вращать аналоговый стик. Достаточно посмотреть в сторону интересующего объекта и нажать кнопку подтверждения.
  • Прицел передвигается в сторону взгляда. Крайне удобная функция, но требует определённого привыкания.
  • Более широкий угол обзора. Если смотреть по краям экрана, картинка автоматически поплывет в сторону взгляда. Пока что наиболее спорная функция. С одной стороны можно выполнять гораздо меньше движений и угол обзора станет ощутимо шире, с другой — картинка постоянно трясётся. Во время игры трудно смотреть в одну точку, ведь хочется разглядеть мир игры, субтитры или интерфейс.
  • С помощью взгляда и абилки Icarus Dash можно передвигаться в между укрытиями. Достаточно посмотреть на нужную «коробку» и нажать на кнопку.

dxmd-2016-09-13-11-48-00-40

Вот так выглядит затемнение интерфейса, когда вы не смотрите ни на один из его элементов

Когда я смотрю на разные элементы интерфейса, картинка двигается в сторону взгляда. Это увеличивает угол обзора, создается впечатление, что именно ты (не персонаж) можешь оглядеться по сторонам в игре. С другой стороны, картинка становится очень нестабильной, появляется ощущение, как будто ты не идёшь, а плывешь в лодке.

В целом, трекер глаз добавляет совсем незначительные фичи, но при этом появляется дополнительная глубина. Приходится гораздо меньше смотреть по сторонам с помощью мышки или геймпада, ведь вместо лишнего действия достаточно посмотреть глазами в нужном направлении. Главное — трекинг работает очень быстро. Этот фактор выгодно отличает хорошие «моушн-контроллеры» от заранее провальных устройств. Отклик не замедляется даже при использовании линз и очков. Производитель заявляет, что сетчатка глаз сканируется до 60 раз в секунду тремя инфракрасными сенсорами и камерами.

К сожалению, как и в случае использования других трекеров — у данного устройства есть целый набор ограничений. Во-первых, Tobii EyeX совместим только с PC под управлением Windows. Во-вторых, максимальное расстояние на котором работает трекер улавливает движение глаза — 1 метр, а по факту и того ниже. Для ноутбуков это не станет проблемой, но если пересесть на большее расстояние — трекер просто теряет вас из виду и потеряется в «слепых зонах». Не поможет и повторная калибровка. Расстояние — сука бессердечная. В частности, начал барахлить выбор предметов в меню быстрого доступа DX: MD. Виной этому не только «драконовский метр» от устройства, но и сам экран. Максимальная рекомендованная диагональ для монитора — 27 дюймов, а всё что выше страдает неточностями в работе. Соответственно комфортный гейминг на телевизоре мигом отпадает.

dsc_3811
Tobii EyeX — вовсе не обязательное устройство, а скорее интересное дополнение. В первые 40 минут его использования в голове мелькают мысли в духе «вау, магия!», а последующие 2 часа — «могло бы быть и лучше». Намного проще отключить его играть на телевизоре, нежели сидеть в стерильных условиях и эксплуатировать экспериментальную фичу. Если вы считаете, что 3 часа восторга от техники стоят €140 — берите не задумываясь. Для всех остальных — это сомнительная инвестиция в интересное будущее. Порог вхождения намного ниже и дешевле, чем для того же VR. В дальнейшем вы скорее всего будете использовать трекер с другими играми или с дополнительными функциями в Windows. На освоение не уйдёт много времени. Пока что основная проблема Tobii даже не платформа и условия, а поддержка со стороны разработчиков. Возможно, что в будущем, после долгой череды проб и ошибок, в играх появятся интересные возможности, которые действительно будет работать на игрока, а не ущемлять комфорт.

Плюсы:

точный и быстрый трекинг;
интуитивное управление;
дикий восторг от использования;

Минусы:

неточная работа с экранами больше 27”;
мало игр с официальной поддержкой трекинга;
неудачное расположение кабеля для подключения.

About The Author

Карина Лавушкина

Гардиан 40 уровня, евангелист Hotline Miami. Любимые серии: MGS, Halo, Deus Ex. Преимущественно играю на PS4 и New 3DS, в прошлом главной платформой был Xbox 360. Занимаюсь организацией конференции DevGAMM.

  • PuppetMaster

    Ненавижу кабели, торчащие сбоку устройства.

    • http://kitchenriots.com/ meow

      да, это прям вырвиглазие полнейшее

  • gypsy_erin

    и хочется, и колется.. взяла бы, будь он подешевле.
    вот я бы поиграла в стратегию (не знала, что Мастер оф Орайон поддерживается), чисто, чтобы ощутить себя властителем вселенной.
    а вообще, как вспомню твой восторг после первого теста, так улыбаюсь))

    • Slava Lukyanenka

      Да давай купим, чо.
      Карина в Кельне час жужжала о нем, статью написала! Поиграем и на полку положим, как обычно :)

      • http://kitchenriots.com/ meow

        у меня есть скидка на 30% с Геймскома))

        • Slava Lukyanenka

          Так так тааааак!

          • gypsy_erin

            давай на американский адрес закажем)

  • Torick

    > А если ещё и живёте в Европе, то сам трекер обойдется в €80.

    Увы, нет. Пробовал выбирать разные страны, не только Кипр — цена не менялась.

    • http://kitchenriots.com/ meow

      это если отнять фуллпрайз игры, которая включена в «пакет»

  • https://www.facebook.com/valentin.daniel.144 HappyMilk_0_o

    В элите подобный девайс наблюдал. Там да. Было очень неплохо.

    • http://kitchenriots.com/ meow

      в целом, он вызывает отличный вау эффект. И поддерживается всеми играми Юбисофт, что тоже плюс)

  • hyppocampus

    Карина, отличная статья!

    Добавил бы, что трекер — это прежде всего игрушка не для игроков и техногиков, а для разрабов и аналитиков.
    Если брать для себя, вау-эффект приходит и уходит, а купленная железяка остается. И хорошо, что в последнее время появились бюджетные решения, типа этого тоби и айтрайбов.

    А вот понимание, какие проблемы есть с элементами интерфейса, или даже что не так с геймплеем, трекер дает отличное. При этом даже интерфейс официальной поддержки трекинга в тестируемой игре не нужен — родной софт трекера и так выдает всю нужную информацию.
    Сами с Тобии не работаем, сидим на айтрайбах, SMI и SR.

    Пара картинок для затравки — это мы тестировали экспериментальную образовательную игрушку, квест для проверки школьных знаний по русскому языку. https://uploads.disquscdn.com/images/9124079be19c6fac449c5f905389a97cebbbb1e8adadc9098ae3593f457c2aa9.jpg https://uploads.disquscdn.com/images/3d838e0f8ec0c148e309bd457ced7ce21bc4f49bb184571cabd81d35e6cff471.jpg

    Если вдруг чего — обращайтесь)

    • http://kitchenriots.com/ meow

      Если что, могу свести с ребятами из Тобии, они, возможно, будут выходить на русский рынок. Если сработаетесь, можно организовать лекцию на какой-то их игровых конференций про трекинг в играх и его место в образовании.

      И да, это игрушка для всех: как техногиков, так и разработчиков – просто вам ближе сторона разработки.

      • hyppocampus

        Мы даже не разработчики — сами мы почти чистые исследователи, ставим опыты на живых людях, все такое. Но да, сторона разработки нам ближе, конечно.

        Почему написал про трекеры для широкой публики так скептически: уже не в первый раз вижу именно с трекером такую динамику, когда бросают, потому что по большому счету непонятно вообще, зачем оно геймеру и с чем его есть. И вот то самое ощущение, когда чего-то недодали, хотя вроде бы все красиво.
        По нашему ощущению из современных доступных нейрогаджетов лучше заходят игрушки по типу интерфейс мозг-компьютер, те же ушки некомими, в конце концов. Там можно отслеживать концентрацию, оценивать утомление, уровень расслабления и внимания — те вещи, которые сам человек часто точно оценить не в состоянии. Ну и кавайность, конечно. Трекер — это по большому счету просто камера, а ушки на красивой девочке — это страшное оружие массового поражения. Не сочтите за сексизм =)
        Или стимулирующие девайсы, типа транскраниальных стимуляторов, но тут я бы был осторожен все же.

        С Тобии пообщались бы как-нибудь с удовольствием, хотя мы и сидим на продукции их конкурентов. Но с их бюджетными трекерами я пока не сталкивался. А вообще нам интересно, скорее, партнерство именно с геймдевом — нам есть чего здесь предложить.