Если вы играли в предыдущие части God Of War, то наверняка представляли себе продолжение серии в том же жанре — action-adventure слешера. Но новый GOW совсем другой: здесь добавились элементы RPG, глубокий сюжет и вполне себе большой и проработанный мир игры с возможностью его исследовать. Если раньше главный герой, Кратос, был сосредоточением тестостерона и ярости, мало говорил и больше резал врагов на куски, то теперь он философствует по ходу дела и пытается быть отцом своему сыну, Атрею, с которым вместе путешествует.

В игре появилось много нового по сравнению с предыдущими частями, но и достаточно отсылок к предыдущим событиям для фанатов серии. Сразу скажу, что новый God Of War — очень хорошая игра во всем, включая лор, диалоги, второстепенные квесты и систему прокачки. Это как раз та игра, которую мы ждали. ПК-боярам придется смириться: игра вышла эксклюзивно только на PlayStation, как и предыдущие части. Подробно рассказываю обо всем, что понравилось и не понравилось, но предупреждаю: в тексте есть минорные спойлеры.

Призрак Спарты

Действие игры перенеслось из Греции на север, родину викингов и скандинавских богов. Бежав из родных земель, Кратос осел в лачуге на окраине вместе со своей женой, Фэй, и сыном. Сюжетно это сиквел: на теле Кратоса есть шрамы от былых сражений и по ходу игры появляются отсылки к его прошлому, которое он прячет под половицами. Идейно можно сказать, что это все же переосмысление серии, смену жанра стоит учитывать. Но это понятный шаг: в 2018 уже мало кому понравится слешер с бесконечными замесами, особенно после того, как Ведьмак 3 ощутимо поднял планку качества. Для любителей старого доброго GOW в игре припасена отдельная локация с челленджами — хороший вариант угодить всем.

Внезапно, God Of War оказался действительно сложным. В игре есть четыре уровня сложности и уже на третьем обучение можно проходить часами. На Reddit игроки продолжают жаловаться, что самая последняя сложность просто издевательская и заставляет их страдать похлеще Dark Souls. Я сама сначала переоценила свои силы и в итоге заканчивала прохождение на средней, но знаю как минимум одного человека, который прошел игру полностью, включая сайд-квесты, включив самый сложный режим.

It’s hard as a Viagra dick but that’s why we picked it. For a challenge.

Девять миров лучше, чем один

Мир игры невероятно красивый и зрелищный, причем в каждой локации он уникальный. Можно встретить тело великана с пробитой головой и гигантским молотом во льдах, переместиться в красочный эльфийский лес или угнетающий Хельхейм с душами умерших, а можно бродить в мире людей, Мидгарде, по заброшенным храмам или замку короля-гнома. Конечно, сюжетные квесты самые яркие, особенно во второй половине игры. Порой так захватывало дух, что я просто сидела с открытым ртом. Чего только стоят битвы с троллями и незнакомцем, который не чувствует боли. Визуально все настолько хорошо выглядит, что я сделала более 400 скриншотов, и это еще без фоторежима! Его очень не хватало, жаль, что такую возможность добавили в игру только сейчас.

По сюжетной линии продвигаться оказалось интересно, но только с какого-то момента. Игра начинается с похорон жены, страдающего пацана и Кратоса, который не знает, что с этим вообще делать. Но вместе с сыном они должны выполнить последнюю просьбу Фэй — развеять её прах с самой высокой горы. Казалось бы, это очень простая задача. По началу можно подумать, что сюжетная линия какая-то не особо важная и интересная, а геймплей однообразный, но это временно, поверьте. В определенный момент игра возьмет ваши внутренности в кулак, а потом начнется самая большая и вкусная часть игры.

В GOW всегда есть чем заняться помимо основного сюжета. Для исследования доступна большая основная карта из разных областей и еще несколько локаций в других мирах, не менее красивых. Сначала мне показалось, что карта маленькая, но некоторые локации открываются только после определенных квестов. В каждой есть своя история, часто печальная, и набор коллекционных предметов и загадок. Огромное спасибо разработчикам игры за чеклист всех собираемых вещей — в меню есть счетчик найденных сундуков, предметов и кладов. А еще, конечно, есть валькирии, путники и драконы. В какой-то момент я настолько увлеклась сайд-квестами, что забыла, где остановилась в сюжетной линии. Да, я люблю зачистить всю локацию перед тем, как продвигаться дальше.

Dad of Boi

Пока Кратос занимался в семье какими-то своими делами, его супруга Фэй взяла на себя воспитание и обучение сына охоте, ремеслу и языкам. Когда её не стало, отцу оказалось довольно сложно общаться с ребенком, которого он практически не знает, да еще и продолжать скрывать тайну его происхождения. Пацан скорбит и очень скучает по матери, не понимает, почему отец так строг с ним. Складывается ощущение, что Кратос — непробиваемая стена суровости, у которого отсутствуют любые эмоции. И парня можно понять, ведь он еще очень мал и практически не знает правды о своих родителях. Мальчик, всё не так просто. Кратос прошел через пламя и ужасы войны в предыдущих частях, возненавидел всех богов и заодно своего внутреннего зверя, он просто не умеет жить иначе. Я думаю, что именно поэтому для озвучки Кратоса был выбран пробирающий до костей и очень низкий голос Кристофера Джаджа. Голос, с которым не стоит спорить под страхом смерти.

Почти всю игру отец обращается к сыну исключительно «мальчик» («boy») — про это уже полон интернет мемов. Мальчик вечно не готов, ошибается и не может управлять своими эмоциями, но всё равно продолжает стараться и ищет одобрение отца. По ходу игры отношения отца и сына эволюционируют и лично у меня вызвали невероятные эмоции — в конце почти рыдала с комом в горле. Атрей взрослеет и мужает, а отец наконец может открыто говорить с сыном о своем прошлом и о матери. Не буду спойлить, но история их взаимоотношений очень тяжелая и трогательная, это лучше прочувствовать самим.

Воевать-колотить

God Of War приятно удивил очень богатым набором возможностей по прокачке, улучшению и использованию оружия, их действительно много. Большую часть игры предстоит пройти со щитом и топором Левиафан, названным в честь гигантского библейского кита. На сам топор можно нанести руны, открывающие специальные рунические атаки. Вариантов рун примерно пара десятков, каждую из которых можно прокачать. Сам же топор можно улучшить, как и его рукоять — она меняется и улучшается отдельно. А еще есть талисманы — еще один полезный скилл в быстром доступе. В качестве талисмана я долгое время использовала активный скилл восстановления здоровья, очень помогает. Чуть позже в игре появится КОЕ-КАКОЕ другое оружие, его тоже можно прокачать. Угадаете, что это? :)

В бою можно использовать довольно много комбинаций из легкой и сильной атак, у каждой из которых очень красивые анимации, а еще бросок топора, после которого он очень эффектно возвращается в руку. В целом боевка не выглядит скучной или однообразной, хотя в некоторых местах напоминает Dark Souls с перекатами. Игрок может развивать несколько веток умений и прокачивать ближний или дальний бой топором, комбинации с щитом и суперспособность — «Спартанскую ярость». Для прокачки используются именно очки XP, а не специальные очки умений, как в других играх. Упорные любители коллекционирования и перфекционисты будут рады — можно вкачать все перки.

Броня добавляет бонусы к основным характеристикам Кратоса — сила, живучесть, восстановление, сила рунических атак и другие. Простую броню можно найти в сундуках, а более качественную получить возможно только создав у гномов за необходимые ресурсы. Да, в God Of War добавили сбор ресурсов и крафт. В зависимости от качества и уровня брони, в ней может быть до трех гнезд для чар, дающих дополнительные бонусы. Чем круче сет брони, тем более редкие ресурсы нужны для его создания — кое-где придется серьезно попотеть над валькириями и испытаниями Муспельхейма.

Но и на этом вариативность боя не заканчивается. Мальчик не просто спутник главного героя, но и очень полезный помощник. У Атрея есть лук, который тоже можно прокачивать для разных типов атак и не только. К тому же, парень охотно помогает, когда прыгает на врагов в удобный момент и оглушает их. На последних двух уровнях сложности помощь Атрея очень пригодится, имейте ввиду.

Мифология в God Of War

В этом разделе есть некоторые спойлеры

Все в игре тесно связано с мифологией северных народов, но местами видоизменено для наглядности и для того, чтобы соответствовать в целом вселенной God Of War. К тому же, в реально существующих мифах и легендах сходу не разберешься — большинство песен были народным творчеством и постоянно видоизменялись при передаче из уст в уста. Ориентиром принято считать Старшую и Младшую Эдды, рукописные записи исландских песен и легенд. Поскольку текст этих рукописей написан в стихах, да еще и в особой форме без конечных рифм, стихи друг друга повторяют, отсылаются к другим стихам и переплетаются между собой до такой степени, что прочтение одного стиха никакой полезной информации читателю может и не дать. Здесь имеет смысл читать всё, а это довольно много. Для заинтересованных я сделаю отдельный пост с подробным разбором связи вселенной игры с мифологией.

В God Of War хорошо и понятно подошли к иллюстрированию главных понятий и персонажей скандинавской мифологии. Например, главная локация игры — Озеро Девяти. Согласно легендам, мир людей, Мидгард, расположен в центре всего мироздания и земли, окружен океаном, а землю опоясывает гигантский змей Ёрмунганд. В игре в роли океана в игре выступает озеро, и в нем тоже есть змей, вполне себе большой. В центре озера находится храм с комнатой путешествий между мирами по ветвям мирового древа и это тоже очень правильно: все миры в легендах связаны между собой тем самым древом.

В некоторых местах пришлось пожертвовать аутентичностью в пользу наглядности и простоты. К примеру, в мифологии существует два разных персонажа: Фрейя, богиня из рода ванов, и Фригг, жена Одина, богиня с примерно теми же функциями, но из рода асов. По лору игры Фрейя — мать Бальдра и жена Одина, хотя на деле все не так. Это одно из мутных мест в мифологии, так как имена двух дам очень созвучны, как и имена их мужей — Од и Один. А еще репутация богов из Асгарда сильно пострадала, в GOW они оказались алчными, завистливыми и злыми. Я думаю, что сделано это в угоду общей идее игровой серии: все боги — мудаки.

Что в итоге

Новый бог войны получился очень годным и сбалансированным, для каждого найдется интересное занятие по душе: будь то прогулка по красивым локациям, коллекционирование разбросанных по карте предметов или потнейшие боссфайты с сильными врагами. В игре отличный, вызывающий эмоции и сопереживание, сюжет и достойные второстепенные квесты. А еще очень качественные иллюстрации мифов и легенд, аккуратно вплетенные во вселенную игры. Все элементы органично сочетаются друг с другом в разнообразном геймплее в невероятно красивых локациях. Каждая следующая выполненная область на карте или закрытый квест оставляют яркие впечатления довольно надолго. Отдельную роль в этом играет мощный голос Кратоса, от которого почти трясется монитор.

Я с большим удовольствием прошла все основные квесты и большинство побочных, которых в игре достаточно. На прохождение ушло часов 25, но теперь просто необходимо получить платиновый трофей в PSN — мой путь воина еще не окончен. Игра однозначно зашла по двум причинам: я искренне люблю скандинавскую мифологию и хороший сюжет, в который можно проникнуться с головой. Для меня God Of War стал одной из тех игр, играть в которую невозможно остановиться. Очень рекомендую всем владельцам PS4 поиграть, игра определенно стоит своих денег и потраченного времени. Я увидела некоторые намеки на продолжение сюжета, но пока не понятно, в каком формате это будет — DLC или полноценная новая игра. Надеюсь, разработчики пойдут по пути качественного контента без лутбоксов и мы получим годное DLC в ближайшее время. Бонус к обзору — цифровой артбук.