Наверное, каждый кто любит видеоигры, сталкивался с пренебрежительным отношением к ним. «Пустая трата времени», «занятие для детишек», «в играх нет ничего полезного» — все это звучит довольно обидно. Даже некоторые геймеры разделяют это мнение, считая что игры годятся лишь для того, чтобы весело провести время и получить фан.

Мы решили извлечь из этой обиды пользу и собрали подборку игр, раскрывающих сложные темы и вызывающих противоречивые эмоции. Игр, которые заставили нас задуматься, что-то переосмыслить или просто не спать до утра, переживая полученный опыт.


 

Даша

SOMA 
Frictional Games
22 сентября 2015 года
Microsoft Windows, Playstation 4, Xbox One (с 1 декабря 2017 года)

! Текст содержит спойлеры к сюжету игры

Что такое личность? Что делает нас нами? Если полностью скопировать сознание, будет ли твоя копия тобой или же кем-то другим?

SOMA начинается в 2015 году, в Торонто. Главный герой, Саймон, проходит сканирование мозга, но когда процедура заканчивается и Саймон открывает глаза, он больше не понимает, где находится. Для него прошло несколько секунд, для всего мира — почти век. На Землю обрушилась комета, человечество уничтожено, единственные выжившие — персонал подводной станции ПАТОС II — мало походят на людей: по заброшенным помещениям бродят монстры, сломанные роботы просят о помощи и не верят, что потеряли человеческий облик.

Жанр SOMA — survival horror, но, как мне кажется, ее лучше отнести к симуляторам ходьбы. Да, по уровням бродят монстры, от которых приходится прятаться и убегать, но элементы «страшилки» далеко не самое важное в этой игре. Главное здесь — сюжет и вопросы, которые он поднимает.

Игра показывает нам два взгляда на проблему переноса сознания. Саймон боится, сомневается и с трудом принимает правду: он сам — копия, «настоящий» Саймон умер в 2015 году, через несколько месяцев после сканирования. Другая скопированная личность — Кэтрин — напротив, спокойно принимает свое новое состояние и не перестает ощущать себя собой. Не перестает ощущать себя человеком.

Немногие вещи вызывали у меня столько же эмоций, сколько концовка SOMA. Мне хотелось влезть в экран, хотелось схватить Саймона за плечи, бить его по лицу и кричать: «Саймон, неужели за все это путешествие ты ничегошеньки не понял?!» Потом я остыла и смирилась с тем, что у всех свой взгляд на такие вещи. И если для меня это отличный шанс на бессмертие, то для кого-то другого такое копирование может показаться кошмаром, потерей идентичности, потерей души.

Но чем быстрее развиваются технологии, тем актуальнее вопросы, которые поднимает SOMA. Где она — граница между копией и оригиналом? Если мы получим возможность оцифровать свое сознание, продолжим ли мы жить, или умрем вместе со смертью наших физических тел? Копии, которые сделают с нас — будем ли это мы, или кто-то другой проживет нашу жизнь?

Каждый решает сам.

Spec Ops: The Line
Yager Development
2012 год
Microsoft Windows, PlayStation 3, Xbox 360, OS X (с 2013 года)

! Текст содержит спойлеры к сюжету игры

Есть много игр «про войну» и абсолютное большинство из них ставит игрока на место героя. Не столь важно, с кем именно он сражается: с проклятыми коммунистами на боевых медведях, с арабскими террористами, с фашистами-зомби — игрок «хороший парень», и этим все сказано.

На первый взгляд, Spec Ops: The Line начинается так же. Главный герой — Мартин Уокер, командир разведгруппы американского спецназа, прибывает в Дубай. Из-за песчаных бурь город стал непригодным для жизни, и большую часть жителей эвакуировали, но в городе остался батальон армии США и несколько тысяч гражданских. Уокер и его люди должны узнать, почему эвакуация провалилась и разобраться, что происходит.

Очень быстро разведывательная операция превращается в спасательную, а затем и в боевую. Все выходит из-под контроля: группа Уокера пробирается через город, сражаясь с мародерами, а после — с американскими солдатами. Игроку приходится принимать непростые решения, некоторые из которых оборачиваются кошмарными последствиями. На связь выходит полковник Конрад, командир оставшегося в Дубае батальона, он разговаривает с Уокером, сталкивает его с новыми сложными ситуациями и заставляет делать выбор, вынуждает его идти вперед, убивая таких же, как он, американцев, теряя своих людей и превращаясь в настоящее чудовище. И все для того, чтобы в самом конце стало ясно: Конрад был мертв еще до того, как Уокер прибыл в Дубай.

Вся игра — история одного сумасшествия. Уокеру — и игроку вместе с ним — нечем себя оправдать, не на кого переложить вину: все ужасные поступки, которые он совершал дело только его рук. Spec Ops: The Line не первая и не последняя игра, которая превращает главного героя в злодея, но она делает это с потрясающей беспощадностью. Она не просто дает поиграть в войну, она показывает войну и то, во что она превращает людей. И это не то зрелище, на которое приятно смотреть.

Мор. Утопия (Pathologic)
Ice-Pick Lodge
9 июня 2005
Microsoft Windows

Мор. Утопия — очень важная игра для меня лично, в том числе и потому, что до нее я даже не задумывалась о том, что игры могут быть чем-то большим, чем просто развлечение. Она заставила меня не спать ночами, раз за разом играть и переигрывать некоторые куски, искать обсуждения и объяснения, в общем, вызвала больше мыслей и эмоций чем иная книга.

Маленький город, затерянный в степях, охватывает эпидемия страшной Песчаной Язвы. Лекарства от нее нет, заражение можно приостановить, но не вылечить полностью. В город по разным причинам прибывают три врача: доктор из столицы, местный знахарь, вернувшийся по просьбе отца и странная девочка, способная сотворить чудо. У героев разные истории и разные методы, но цель одна: остановить болезнь, но чтобы сделать это, сперва придется разобраться, что же на самом деле происходит в этом маленьком городе.

Эта игра очень неохотно раскрывает свои секреты, причем каждый из трех главных героев видит только свою, весьма ограниченную версию происходящего. Сюжет выстроен так, что даже несмотря на возможность самому выбрать судьбу города, концовка, специально заготовленная для определенного персонажа, кажется единственно верной. Но когда ты проходишь игру за другого героя и оглядываешься назад, ты чувствуешь ужас от принятого решения и от того, каким слепым был в прошлый раз.

Мор. Утопия — сложная, недружелюбная и в какой-то степени неприятная игра. У нее масса геймлпейных и технических проблем, но это тот редкий случай, когда они идут игре на пользу, превращая выживание в зараженном городе в настоящий кошмар. Но, возможно, мне просто так кажется, потому что я давно уже утратила возможность оценивать ее объективно.

В 2018 году выйдет альфа-версия нового, переделанного «Мора», и я, вместе со многими фанатами, жду его с нетерпением, но «Мор» старый — с ужасной графикой, кривым управлением и путаными диалогами — навсегда останется в моем сердце. Эта игра — одна из тех вещей, которые сделали меня мной.


 

Эльвира

The Beginner’s Guide
Everything Unlimited Ltd
1 октября 2015
Microsoft Windows, OS X, Linux

Давайте поговорим о разработке видеоигр. Звучит очень весело, правда? Делать игры. Какой геймер не мечтает о такой профессии?

Beginner’s Guide — это компиляция из серии небольших, технически несложных игр, созданных неким Кодой для самого себя. Вы проходите их, одну за другой, под чутким руководством Рассказчика, который анализирует личность Коды через его игры. Вроде бы все просто. Коридорные или коробочные уровни. Простые низкополигональные формы. Одна повторяющаяся загадка. Сюжета нет, диалогов минимум. Казалось бы, ничего страшного. Ничего, что может заставить вас плакать. Или повергнуть в ужас. Ха-ха.

Если только вы не игровой разработчик. Или не устали от рутины повседневной взрослой жизни. Или не живете, по тем или иным причинам внушая себе, что должны заниматься чем-то определенным, но не находите в себе никаких сил это делать. Или не чувствуете, что день за днем тот стержень, который генерировал ваши амбиции, энтузиазм, вдохновение,  истончается и исчезает.

Абсолютное попадание. Эта игра будто какой-то агрессивный психотерапевт. Она проникла ко мне в голову и заставила произнести вслух вещи, в которых я даже мысленно боялась себе признаться. Не используя ни монстров, ни жутких локаций, ни устрашающих звуков, не показывая никаких драм или трагедий, она умудрилась вызвать во мне настолько сильное чувство тревоги, тоски и печали… Ощущение, будто ты потерпел крушение, получил металлическим осколком по лицу, и теперь падаешь в бесконечную бездну, захлебываясь собственными слезами. Отличная игра, всем советую!

Brothers: A Tale of Two Sons
Starbreeze Studios
Август-сентябрь 2013
Microsoft Windows, Xbox 360, Xbox One, PlayStation 3, PlayStation 4, iOS, Android

На первый взгляд эта игра — приятное приключение с несложными загадками. Главная особенность — необычное управление, так как под контролем игрока оказываются сразу два персонажа. Как бы не изворачивался сюжет игры, в поле зрения всегда остается ненавязчивый, но очень сильный акцент на том, что наши герои — братья. На том, как они нуждаются друг в друге. Старший всегда знает, как успокоить младшего. Младший всегда знает, что у него есть опора. Они привыкли быть вместе. В то же время, игра демонстрирует нам индивидуальность каждого из ребят. И все это с помощью незначительных случайных ситуаций и геймплейных моментов. Благодаря такому подходу и уйме разнообразных мелких деталей, персонажи, их взаимоотношения и жизни кажутся очень реальными, близкими.

Но, какими бы приятными мелочами не задабривала нас игра, решающее слово остается за сюжетом. И он очень грустный. Он отбирает гораздо больше, чем дает, и сам же это демонстрирует — на случай, если вам еще недостаточно больно от факта потери. При этом никакого утешительного противовеса — мол, все не зря и есть еще призрачный луч надежды — в рамках игры не существует. Я уверена, мировая культура знает немало произведений, использующих безысходную тоску как главный инструмент донесения сообщения. Но это, по большей части, не сказочные адвенчуры с мультяшной графикой. Вы обычно знаете, на что идете, когда беретесь за такие произведения.

Brothers: A Tale of Two Sons — очень хорошая игра, одна из тех, которые безмолвно напоминают нам о том, что это значит — быть человеком. Но она совершенно неожиданно оставляет после себя ощущение абсолютной непроглядной тоски и растерянности, которое непросто стряхнуть и забыть. Эта история однозначно достойна того, чтобы ее пережили, но время для прохождения стоит выбирать очень тщательно.

This War of Mine
11 bit studios
14 ноября 2014
Microsoft Windows, OS X, Linux, PlayStation 4, Xbox One, iOS, Android,

Вадим Демчог во время одного из монологов Сумасшедшего Фрэнки сказал, что деградация народа — вещь более страшная, чем война. Я часто возвращалась к этой мысли, пытаясь осознать ее достаточно хорошо, чтобы полностью опровергнуть или принять. Он, по-видимому, имел в виду, что война, несмотря на весь ее ужас, дает место огромному количеству героизма и взаимопомощи, объединяя людей вокруг общей идеи, давая им высокую цель… This War of Mine показывает нам, что война неминуемо сопровождается деградацией личной и общественной морали.

Первый тизер этой игры (тот самый, в котором играет The Girl With The Pearl’s Hair) поразил меня настолько, что я пересматривала его десятки раз, но так ни разу и не нашла в себе сил запустить игру. Да, я пишу здесь о This War of Mine, но я никогда в нее не играла, меня хватило только на просмотр чужого игрового процесса. Темы, которые она поднимает — неважно, насколько хорошо их удалось раскрыть — были слишком тяжелыми для меня на тот момент, когда тревога и неопределенность и так заполонили окружение. Отрывочные истории случайных людей, судьбы основных персонажей, выбор, который то и дело встает перед игроком — все это порождает в голове стремительные вихри мыслей с участием слишком реалистичных образов. Все это в конечном итоге приводят к недоумению, несогласию, неприятию того, что год за годом неизбежно сопровождает человечество и человека.

Тезисы о том, что в современном мире взгляды на военные действия стали несколько извращенными и невежественными, уже довольно давно то ли рождались в моей голове, то ли попадали в нее извне и укоренялись. И я искренне считаю, что произведения, показывающие уродство истинного лица войны должны изучаться со школьной скамьи каждым из нас. Для того, чтобы хотя бы крошечными шагами начать приближаться к тому времени, когда этот мерзкий пережиток доисторических эпох наконец вымрет и любым нормальным человеком будет восприниматься как нечто противоестественное и табуированное. Аминь.


Ирина

Firewatch
Campo Santo
9 февраля 2016
Microsoft Windows, OS X, Linux, PlayStation 4, Xbox One

У меня есть огромное количество любимых игр, которые я сама не проходила, но засмотрела летсплеи что называется до дыр, и один из таких тайтлов это Firewatch. Не могу сказать, что он вызывает какую-то бурю эмоций буквально с первых минут прохождения — нет, Firewatch закрадывается в душу постепенно.

Если бы меня попросили описать Firewatch в двух словах, то я бы сказала, что это игра про выбор. В самом начале нам рассказывают историю главного героя и предлагают выбрать, где он учился, как познакомился со своей будущей женой, и все в таком духе. Затем выбор становится сложнее: супруге предложили перспективную работу в другом городе, что вы выберете: последуете за женой или отпустите ее одну? Дальше хуже: у любимой женщины диагностировали болезнь Альцгеймера, как вы поступите: будете ухаживать за ней дома или оставите ее в больнице?

Однако вне зависимости от того, что вы выберете, Джулию заберут к себе ее родители, а Генри уедет работать наблюдателем пожарной вышки в Национальный лес Шошони. Там он познакомится с девушкой по имени Делайла, и игра подкинет вам новый выбор: остаться верным супруге или закрутить роман с коллегой по работе? В какой-то момент вы настолько проникаетесь чувствами главного героя, что начинаете жить этой историей: противитесь соблазнам и тихо ненавидите жену, или делаете шаг навстречу новым отношениям и корите себя за слабость.

Наверное каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда приходилось выбирать между собственными интересами и чувством долга. Firewatch показывает, что иногда правильного выбора просто не существует: есть только твой, и все, что остается делать — это научиться жить с его последствиями.

The Bunker
Wales Interactive
20 сентября 2016
PlayStation 4, Xbox One, Windows

! Текст содержит спойлеры к сюжету игры

The Bunker — это игровой фильм о жизни в убежище после ядерной катастрофы с очень пассивным геймплеем (что неудивительно) и тягучим, но полным шокирующих открытий сюжетом.

С первых минут игры мы оказываемся в бункере, население которого составляет 58 человек, становимся свидетелями рождения 59-го, после чего происходит взрыв, и время перематывается на 30 лет вперед. Через 30 лет мы видим все то же убежище, но в живых осталось всего 2 человека — женщина, в самом начале родившая ребенка, и ее уже взрослый сын: спустя время умирает и она, оставляя нашего главного героя в полном одиночестве.

В какой-то момент системы бункера начинают сбоить, и для их починки Джону приходится спуститься на нижние уровни убежища. Исследуя бункер главный герой узнает то, что это его мама убила всех жителей убежища, чтобы осталось больше припасов для них двоих. За одной поломкой следует другая, наспех построенный бункер окончательно выходит из строя, и Джону не остается ничего, кроме как выйти на зараженную поверхность, где он погибает от радиации.

Знаете, меня всегда пугала концепция убежищ, и, когда в произведении поднимается подобная тема, я всегда задаюсь вопросом: а стоит ли цепляться за жизнь, если ты проведешь остаток своих дней в железной банке без малейшего шанса хоть когда-нибудь выйти наружу. Но если речь идет не только о тебе, а о спасении жизни близкого тебе человека? От этой мысли становится по-настоящему страшно, потому что ты никогда не знаешь, на что способен пойти в подобной ситуации: вполне возможно, что истребление целого бункера покажется справедливой ценой за то, что твой сын останется жить — пускай даже погребенный под тоннами радиоактивного щебня.

Through the Woods
27 октября 2016
Antagonist
Microsoft Windows

Пожалуй, начну с того, что я обожаю инди-игры, хорроры и скандинавскую мифологию, а Through the Woods — это тройное попадание в цель: инди-хоррор в сеттинге скандинавской мифологии (ккккомбо!).

В основе сюжета лежит история матери-одиночки, которая растит сына в уединенном домике на западном берегу Норвегии. Проснувшись однажды утром, Карен обнаруживает, что сына нет дома, и, спустившись к озеру, она видит как незнакомый мужчина увозит Эспена на лодке. Поиски Эспена заводят Карен в лес, населенный чудовищами из скандинавских легенд, и только от вашей смекалки и умения прятаться зависит, удастся ли ей найти своего ребенка.

Казалось бы, все указывает на то, что Through the Woods является типичным представителем жанра ужасов в стиле «беги и прячься» — если бы не мысли и воспоминания самой Карен. Из них мы узнаем, что после рождения Эспена она долгое время не испытывала к нему никаких эмоций. По этой причине Карен бросил муж, ей пришлось воспитывать нелюбимого ребенка в одиночку, и только спустя много лет она осознала, что все-таки любит сына.

В нашем обществе почему-то принято считать, что материнство — сплошные радость и счастье. Ни от одной женщины вы не услышите, что ей сложно быть мамой, потому как это будет воспринято, словно она жалеет о рождении ребенка. Однако когда женщина становится матерью, ей приходится буквально отказаться от своей личности, став придатком к собственным детям. И если бы будущих родителей не кормили розовыми иллюзиями насчет того, что воспитывать ребенка — это легко и просто, то несчастных семей и нелюбимых (читай, не оправдавших ожидания) детей было бы гораздо меньше.


Мы написали далеко не обо всем, что произвело на нас подобное впечатление, поэтому решили собрать небольшую галерею из игр, которые считаем достойными упоминания в свете текущей темы. А вам есть что добавить? Были ли в вашей жизни игры, которые оставили вас опустошенным и растерянным? Сюжеты, которые вызвали другие, не слишком положительные, но сильные чувства?

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

  • alphyna

    хорошая подборка!

    …заставившая меня понять, что нет, я не играла ни в одну игру, которая делала бы мне тяжело. есть много грустных игр, ибо печаль и сопереживание очень легко спровоцировать (иногда достаточно одних только скрипочек в саундтреке). есть игры-пугалки. но острая грусть и острый испуг — это тоже сорта фана.

    а вот чтобы было прям тягостно и неуютно — такого у меня от игр вроде бы никогда не было.

    наверное, The Cat Lady ближе всего.

    • lewissa

      Спасибо, что написала (:
      Да, все именно так, слезовыжимающей щемящей грусти и страха полно, мы их в этой статье целенаправленно избегали.

      The Cat Lady меня вообще поразила, пока работали над текстами не раз ее вспоминали

  • short-term memory

    Дашины взгляды мне ближе всего, видимо.
    От себя бы добавил первый сезон тейлтелловских «ходячих». Формат и сеттинг были для меня тогда еще новыми и погружение было максимальным, поэтому даже неровная в оглядке в плане сценария игра оставила сильное впечатление.
    И еще SpaceChem. Тот факт, что я не могу закончить ее честно сильно ущемляет мою гордость)

    • gigil

      >> От себя бы добавил первый сезон тейлтелловских «ходячих»

      Я думала их упомянуть, но в итоге не стала: на меня, если честно, они особенного впечатления не произвели. Правда, я только первый эпизод прошла — и мне показалось, что там очень уж искусственно генерируют драму. Надо будет дать им второй шанс.

  • Sumerikon

    Хорошая подборка, почти про все игры знаю, но, к сожалению, поиграть пока получилось далеко не во всё, надо в отдельный список вынести такое)

    Забавно, что в в галерее вспомнили про What Remains of Edith Finch, но не упомянули The Vanishing of Ethan Carter). А ещё конечно же The Last of Us. Несмотря на всю блокбастерность, непростых (в моральном плане) моментов там тоже немало.

    • lewissa

      Можем текстовый вариант списка скинуть :D

      Итана Картера вспомнили, но не писали того, в чем не уверены — я к своему стыду его до сих пор не поиграла (Ира с Дашей видимо тоже)!
      Про Last of Us будем иметь ввиду С:

      • Sumerikon

        Текстовый список был бы очень кстати, а то галерея симпатично выглядит, но не так удобна)

        • lewissa

          This War of Mine, Oxenfree, Stanley Parable, Life is Strange, Dear Esther, To the moon, Heavy Rain, Fahrenheit, Transistor, The Whispered World, The Cat Lady, Undertale, Downfall, Everybody’s Gone To The Rapture, Blackwood Crossing, The Witness, Valiant Hearts, Her story, Burial at Sea 2, Alice Madness Returns, Brothers — A Tale Of Two Sons, LIMBO, Inside, The Final Station, Yesterday, The Talos Principle, Nier: Automata, The Path, Beholder, Orwell, Тургор, Hellblade, Night in the Woods, Dr. Langeskov, The Tiger, and The Terribly Cursed Emerald, Мор:Утопия, Spec Ops The Line, Journey, Through the woods, the bunker, Firewatch, the beginner’s guide, until dawn

          И один из читателей еще напомнил про Persona, но сами мы еще не пробовали (:

  • Данченко Артем

    Я думал что сейчас как напишу такой, я не играл не в одну игру из списка(и мне станет тааак стыдно),а нет,не я один такой.Я вот не люблю играть в пугалки страдалки,но смотреть очень даже)Я человек сам по себе очень эмоциональный,и если для кого то скрипочка может вызвать эмоцию,то я ваще могу на ровном месте распереживаться))По этому держусь от близкого знакомства с такими играми по дальше)А вот посмотреть фильм схожий по эмоциям это да,тут я немогу сдержаться.Отсюда следуют предложение,тема то интересная ,а может сделать подобное и по фильмам(мультам)?Спасибо за статью.

    • lewissa

      Интересное предложение, спасибо, подумаем!
      А у меня вот наоборот — заставить себя смотреть эмоционально тяжелый фильм очень трудно, с играми другое дело. Только this war of mine так и не превозмогла (:

    • gigil

      Спасибо за идею :)

      Хотя лично мне было интересно делать подборку именно по играм как раз потому, что кино, поднимающее подобные темы не является чем-то из ряда вон выходящим. А вот игр — да, не так много.

  • alpeyek

    Игры — потрясающий механизм донесения эмоции. Не хочется сейчас употреблять слово «искусство», это и так понятно, что игры давно им стали. А может, стали чем-то большим: не просто средством выражения идеи, но и инструментом познания. Или даже САМОпознания. Воображение — великая сила, но игры порой способны триггернуть нам ТАКОЕ, что воображению и не снилось, попутно расширив и раскрасив его в новые краски.

    Спасибо, что подняли эту тему. И отдельное спасибо за списочек, из которого много игр взял на заметку и себе.

    «Молчите?.. Прекрасно.. Значит, машина снова заработала.»

    • lewissa

      Знакомые цитатки :3