Все, кому понравился первый XCOM, могут вздохнуть с облегчением. Вторая часть получилась лучше во всех отношениях – это идеальный баланс глобального менеджмента, боевых миссий и управления базой. Разработчики осознанно выбрали самый безопасный путь: они взяли успешную механику из первой части, добавили возможностей, новых врагов и улучшили кастомизацию – успешный сиквел готов.

XCOM 2 – это прямое сюжетное продолжение Enemy Unknown. События игры разворачиваются спустя 20 лет после окончания первой части. Правительство людей объединилось с инопланетянами, чтобы вместе построить утопию светлого будущего. Но не всё так гладко –  по всему миру массово пропадают люди. Тут в игру вступают бойцы XCOM, которые  объединяются с повстанцами, чтобы противостоять новому режиму. XCOM 2 – это история про становление нового сопротивления против режима Адвентов – организации, которая сотрудничает с пришельцами.

XCom2-2016-02-22-21-22-06-6

Advent – гибрид инопланетянина и человека

Разработчики не рушат связь с полюбившейся фанатам первой частью: завязка игры начинается со спасения из плена Адентов Коммандера из Enemy Unknown, то есть, вашего персонажа. Из него извлекают специальный имплант, который держал героя в стазисе многие годы и выдавал все секреты XCOM инопланетянам. Далее вы погружаетесь в пучину страшной правды и угрозы конца света. Не стоит ждать откровений от сюжета XCOM 2, он органично вплетён в повествование и местами повторяет Enemy Unknown, зато описания исследований и отчётов читать одно удовольствие. В них и кроется добрая половина сюжета игры.


Основная механика полностью перекочевала из первой части, в остальном разработчики взяли всё самое лучшее и усовершенствовали это. К примеру, подземная база из Enemy Unknown теперь парит в небесах. Как и прежде на ней проводятся исследования, ведётся разработка новых видов оружия и брони, производится рекрутинг солдат и расчистка комнат для построения дополнительных отделов. Есть в игре и глобальный менеджмент в виде карты мира, разбитой на регионы, между которыми мы можем свободно перемещаться. В каждом регионе есть свой очаг сопротивления режиму Адвентов, с которым сперва необходимо установить контакт (прилететь, собрать данные, приземлиться и поговорить). За установленный контакт дают ресурсы, которые используются как валюта. Больше успешных контактов – больше ресурсов.

Чтоб мы не скучали, периодически нам на выбор предоставляются несколько случайных миссий. Они хорошо знакомы по первой части: провести ВИПа, забрать посылку или спасти выживших. Если их игнорировать, то доверие в регионе упадет, что повлечет за собой негативные последствия. В игре также появляются миссии с НЛО, которые можно зачищать в поисках лута. Их теперь в разы меньше. Правда вместо НЛО могут подбить и нас, тогда придется обороняться самим.

Avatar Project

Глобальная карта мира привязана к одному таймеру. Адвенты строят секретные базы, проводят лабораторные исследования. Чем успешнее проходит их развитие, тем быстрее прогрессирует Avatar Project, который приведёт к концу света. Если игнорировать глобальный таймер, игра закончится. Если неправильно управлять базой, вы не сможете атаковать новые базы Адвентов в разных уголках мира, и опять проиграете.

Avatar Project, по сути, – основная сюжетная часть игры. В связанных с ним миссиях нам дозировано рассказывают про создание Адвента – гибрида человека и инопланетного существа. И чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем страшнее становится правда.

XCom2-2016-02-18-13-27-10-6Естественно, 20 лет не прошли даром – в игре появилось множество новых вещей и улучшений. В  целом технологический прогресс идет по той же схеме, что и в XCOM: Enemy Unknown – от простенького огнестрельного оружия и кевларовых бронежилетов, до плазменных пушек и кибернетической брони. Бойцы в команде всё так же прокачиваются, умирают, выздоравливают, паникуют и теряют боевой дух. Во время прохождения игры постарайтесь не терять своих бойцов: чем больше миссий и убитых супостатов за плечами у каждого отдельного персонажа, тем выше его звание, а значит, тем больше он будет «тащить» в последующих миссиях. А ещё к солдатам очень привязываешься – морально тяжело их терять. Без хороших бойцов на финальных этапах игры придётся тяжко. XCOM 2 обзавелся таким солидным набором новых врагов, что без правильного использования накопленных способностей не обойтись.

У игры бешеная реиграбельность. Многие локации генерируются перед началом миссии, так что вы можете перепройти тот же уровень на другой сложности и получить совершенно новые впечатления. Генератор работает хорошо и нареканий не вызывает. Глобальный менеджмент также зависит от выбранного уровня сложности.

Единственный существенный недостаток XCOM 2 заключается в том, что игра слишком часто опирается на святой рандом в бою, довольно часто в ущерб геймплею. Солдаты могут промазать даже при стопроцентном шансе попадания и по ощущениям мажут больше, чем в первой части. В целом, бои все так же интересны, если бы не подобная лотерея с шансом попадания в цель.

 

PC Master Race

В отличие от Enemy Unknown, XCOM 2 пока что вышла эксклюзивно на PC. Но и тут не все гладко. На момент написания рецензии в игру не добавили поддержку обычных геймпадов, зато Steam Controller работает исправно. Я думаю, многим игрокам хотелось бы управлять бойцами, комфортно сидя на диване. Игра совершенно точно выйдет на других платформах, а пока что любители консолей вынуждены проводить свое время за клавиатурой и мышью – я думаю, ради хорошей игры можно пожертвовать своими принципами.

Пси-агенты всё так же тащат. Не забывайте развивать их способности

Пси-агенты всё так же тащат. Не забывайте развивать их способности

Отсутствие геймпада – не самая страшная проблема. На старте продаж игра вылетала, дико тормозила, вызывала черный экран или вовсе переставала запускаться. После первого же патча большинство проблем исчезло, но фреймрейт так и остался нестабильным. Очень часто видны подвисания игры со включенным эффектом сглаживания (без него игра выглядит угловато). Подобные проблемы редко встречаются у игр на Unreal Engine 3, так что XCOM 2 скорее – исключение из правил. А ещё, если нажать клавишу Caps Lock, все загрузки будут проходить быстрее. Вот такая вот непонятная магия PC.

Совершенно неожиданно порадовала нативная поддержка Steam Workshop. Моды ставятся в один клик и не требуют никаких действий со стороны игрока. Возможно установить как простые косметические усовершенствования для персонажей, так и голосовые пакеты. Определенно, моим любимым модом из 600 доступных стал набор фраз Арнольда Шварцнеггера для одного из персонажей. Вместо привычного «выполняю» или «приказ принят» намного интереснее слышать “This is war” или “Get to the choppa!”.

Неудивительно, что игра побила рекорд Steam по количеству одновременно играющих людей. За первые 2 недели после выхода игры, XCOM 2 попал в топ-7 игр Steam, в которых игроки проводят больше всего времени.

И даже во временной эксклюзивности можно найти плюс: со Steam легко собирать статистику. По ссылке вы можете посмотреть глобальную статистику игры: сколько бойцов XCOM было брошено на поле боя, в какую сумму оценивается ремонт окон, которые вы разбили гранатами. 

XCom2-2016-02-22-21-18-26-5

XCOM 2 – прямое продолжение отличного XCOM: Enemy Unknown, с теми же плюсами и почти без минусов. Игра понравится как ценителю пошаговых стратегий, так и человеку, который ни разу не играл в игры подобного жанра. Если у вас есть PC – играйте обязательно, если вы пропустили первую часть – играйте обязательно. Если у вас нет PC – ждите релиза на другие платформы и играйте обязательно. Даже если вы не фанат подобных игр, она точно удивит вас и завлечёт не на одну бессонную ночь. Только играйте дозировано, ибо XCOM 2 вызывает сильную зависимость: вы захотите пройти одну миссию перед сном, а очнетесь, когда за окном уже начнет светать.

Ещё немного скриншотов XCOM 2.

XCOM 2: дополненный, улучшенный 
Платформа: ПК
Геймплей10
Визуальная часть8.5
Реиграбельность10
Оптимизация на ПК6
Кастомизация персонажей9
ОК
  • Всё ещё лучшая пошаговая стратегия
  • Безумная реиграбельность
  • Идеальный баланс боев и глобального управления
НЕ ОК
  • Плохая оптимизация на ПК
  • Лотерея при попадании во врага
  • Отсутствие поддержки геймпада
9Overall Score
Reader Rating: (12 Votes)
8.6

About The Author

Карина Лавушкина

Гардиан 40 уровня, евангелист Hotline Miami. Любимые серии: MGS, Halo, Deus Ex. Преимущественно играю на PS4 и New 3DS, в прошлом главной платформой был Xbox 360. Занимаюсь организацией конференции DevGAMM.

  • prazdnost’

    Спасибо за ревьюшку, игра действительно классная.

    • http://kitchenriots.com/ meow

      сколько наиграл уже?

      • prazdnost’

        Пока ещё только 20 часиков, мне её подарили 22 числа. Один день просто заходил не останавливаясь, пытался сделать перерыв и заняться более полезными вещами, но, увы и ах, у меня не получалось — очень сильно затягивает.

        • http://kitchenriots.com/ meow

          на день защитника отечества (от инопланетной угрозы) подарили?

          • prazdnost’

            Именно! Защищаем помаленьку.

      • prazdnost’

        И да, по-поводу оптимизации. Чё-то я вообще не заметил такого.

        • http://kitchenriots.com/ meow

          со включенным ФРАПСОМ при загрузке анимаций или переходе на катсцену ФПС снижается до 5-10. На старте игра показывала черный экран и попросту вылетала. Я, как консольщик, на пукане на орбиту от такого вылетаю

      • Artem Grechka

        Я прошел. Сейчас играю с модами на CommanderIronman — море фана, но каждая ошибка аукается. Смотрю на пару людей, что играют на LegendIronman и не понимаю, как они это делают ;)

        • http://kitchenriots.com/ meow

          Пришлось перейти на самую низкую сложность в начальной миссии, когда на каждом шагу спаунились 3 врага и не получалось уничтожить блокирующий пилон инопланетян. Оказывается, просто очень сильно неудачный расклад миссии сгенерировался. Я не представляю как люди фрустрируют на высших уровнях сложности

          • Андрей Лось

            Играю сразу на Ветеране, напугали меня, что ой страшно. Так заканчиваю все миссии за 5-6 ходов. И даже пси бойцов до сих пор нет) Хотя конечно все полковники и с макс прокаченным всем и оружием и армором. Но в общем по ходу игры не было никаких ПРЕОДОЛЕНИЙ. Была только одна миссия с 3 солдатами, ибо остальные были ранены. Попотел тогда, но никого не потерял и выполнил все задачи. Снайперы рулят если че. ИМБА почти. Сейчас ими с помощью абилки серия, выстригаю за 2 хода пол карты.

            Насчет сложности, я два раза прошел полностью XCOM обычный без аддона и с ним. На Легенде, но чет зассал сразу на Легенде играть) Зря :P С аддонами перепройду потом на Ветеране с Терминатором :P
            Легенда и Терминатор, это слишком наверное даже для меня.

            BTW наиграл уже 35 часов. За одну неделю… чертов задрот. Давно я так много не играл.

          • http://kitchenriots.com/ meow

            неплохо зацепило, учитывая, что у тебя еще и фулл тайм работа. Но как-то у тебя все подозрительно легко на ветеране

          • Андрей Лось

            Вначале было тяжко, много ранений. Потом после появления магнитных стволов и увеличения размера отряда стало просто. Где-то на час 6-7 игры. При этом я сюжет принципиально не выполнял, а качал вначале все в исследования, лаборатория сразу итд. Чтобы отряд нагибал. В итоге был момент когда 1 ячейка до аватара) Я быстро тогда снизил её разом до половины выполняя задачи сюжета при этом имея уже очень крутой отряд.
            0 потерь пока. Иду на ачивку)

          • http://kitchenriots.com/ meow

            стратег ты мамин :D

          • Андрей Лось

            А то :D Сделал все исследования и улучшения уже, уже даже надоело, хочеться добить игру наконец :Р
            Так что не делайте так) Идите быстрее По сюжетке) Ну, после 7-8 часа где-то)

  • ZTX2015

    Спасибо за рецензию.
    Мне правда всё же диким кажется ставить в минус тактической стратегии, вышедшей пока только на ПК, отсутствие поддержки геймпада. У меня есть беспроводная мышь с клавиатурой, но всё равно мыслей поиграть в X-com с дивана не приходило. И кресло у меня комфортное) Ну это лично мне всё, не обессудьте. Да, и мне, наверное, просто повезло как и с Бэтменом последним — не заметил плохой оптимизации.
    А лотерея есть, да. Точнее её ощущение. Мне рассказывали что люди склонны неверно воспринимать вероятности. Лучше было во втором Jagged Allince — там просто не писали никаких вероятностей, если я правильно помню.

    • Artem Grechka

      У первого Хсом просто идеальная реализация управления с геймпада. Я на компе только с геймпада стал играть в 1-й.

      • http://kitchenriots.com/ meow

        я на боксе играла в первый, очень годно реализовано управление и обидно, что нет поддержки пада на ПК

        • Мирослав Иванов

          Это сделали еще потому, что в игре можно задавать направление движения бойца. Если зажать Ctrl и указывать место движения, то можно поставить маркер пути, а потом отпустить Ctrl и нажать правой кнопкой туда, куда нужно двинуться бойцу, после чего он двинется по заданному маршруту.

      • ZTX2015

        Я могу себе это представить, но видимо привычка уже. Просто даже в голову такое не приходило. Да и преимуществ особых это не даёт, как, например, в файтингах или платформерах. Может я не прав и у меня всё впереди.

    • http://kitchenriots.com/ meow

      Ну, когда мне обещают 100% вероятность попадания, я склонна думать, что мой боец определенно точно попадет во врага. В самом начале очень бесит такое. И да, поддержка геймпада по сути есть, стим контроллер – тоже геймпад. В XCOM на ПК на старте была поддержка геймпада, во второй части этого нет. Зато есть акция в Стиме «закажи XCOM 2 и стим контроллер в бандле с 40% скидкой». Неспроста это все

      • ZTX2015

        Со 100% я думаю это баг. У моих чебуреков вначале правда никогда не было 100%, не помню такого. Либо, внутри-игровая механика скрыта и там на самом деле не 100%, а 95-99% и всё равно кубики не так выпали, и всё. Как в первых двух Fallout-ах: «Критический промах: вы потеряли оружие, все патроны, упали в обморок, сломали ногу, собака вас разлюбила и убежала».

        • http://kitchenriots.com/ meow

          с фоллаутов поржала :D

      • Михаил Лосевский

        Скорее всего в процентах не учитывают параметры противника. Боец 100% попал туда, куда целился, но враг смог уйти с линии поражения. Видимо, как-то так.

        • http://kitchenriots.com/ meow

          оказалось, у некоторых противников есть параметр EVADE, в группе XCOM вк случайно узнала

  • Kibu

    друзья человека в игры играют кек

    • http://kitchenriots.com/ meow

      wut

      • prazdnost’

        Ну оно имеет ввиду, что тёлка — это не человек, а как животное — друг человека.
        Наверное.

        • http://kitchenriots.com/ meow

          моя реакция справа

  • Михаил Лосевский

    Забыли добавить в минуса отсутствие русской озвучки.

    • http://kitchenriots.com/ meow

      ох, дико извиняюсь, я с английскими интерфейсами ежедневно работаю, поэтому особо не замечаю, когда играю на английском