О чем ты думаешь?

Что мы сделали друг с другом?

Что мы еще сделаем?  

Для своего нового фильма Дэвид Финчер выбрал книгу «Gone Girl» журналистки Гиллиан Флинн, которая сама адаптировала сценарий под экранизацию. Оно и понятно, ведь не хотелось бы доверять посторонним людям такую родную и сложную, состоящую из крутых поворотов историю. Такую историю, которая заставляет сначала ненавидеть одного персонажа, потом другого, а в конце отпускает тебя с уймой вопросов без ответа. Учитывая то, что книгу я прочитала год назад, в голове у меня крутится мириада мыслей о мотивации, о характерах героев, о том, как далеко могут зайти обычные с виду люди, о самой сути брака в наши дни, в конце концов. Посмотрев фильм дважды и освежив в своей памяти ключевые моменты книги, я хочу расставить мысли по полочкам. Это означает, что далее следует катастрофическое количество спойлеров!

«Исчезнувшая» Финчера продолжает тематику его предыдущих фильмов: добиться того, чего мы хотим. В «Социальной Сети» у Марка Цукерберга был заветный круг друзей, в «Девушке с татуировкой дракона» Лизбет Саландер желала добиться справедливости по отношению к Харриет и её убийце, в «Исчезнувшей» Эми Данн хочет иметь идеальную жизнь, которую, по её мнению, она полностью заслуживает.

tumblr_ndevulbzOA1qzn2yoo1_500С самого детства Эми была лучиком света в бездетном царстве её родителей, ведь все их прошлые попытки завести детей заканчивались неудачей. Она выросла с мыслью о том, что она – особенная, она – чудо. Если бы её родные так активно не эксплуатировали её детство и не обрушили на дочь столько ожиданий, из нее бы вышла обычная избалованная эгоистка. Но родители издали целую серию книг, основанную на жизни их дочери с изрядной долей собственных фантазий о том, какая эта жизнь должна быть на самом деле.

В книгах Великолепная Эми (Amazing Amy) всегда поступала правильно: она не бросала виолончель, она занималась волейболом, она вышла замуж в подходящее время за подходящего молодого человека. Требования родителей серьезно повлияли на психику: ты должна быть великолепной, элегантной, доброй, замужней девушкой – все это поспособствовало развитию нарциссизма  Эми с раннего возраста. Её родители – восковые, улыбающиеся куклы, умело извлекающие выгоду в нужное время. Даже когда она пропадает, они пользуются моментом и раскручивают книги о ней, создают вебсайт findamazingamy.com, как бы «сыграв» на ее пропаже. Каждый раз, когда их дочь делала что-то по их мнению неправильное, они просто переписывали эту главу её жизни на свой лад. Со временем Эми захотелось стать той самой Великолепной Эми, она жаждала признания, жаждала любви.

Ей можно посочувствовать, лишь представив, как она задыхалась сначала под маской идеального ребенка, а потом – под маской клёвой девчонки, в которой она искала идеального мужчину для её идеальной жизни. Здесь стоит подчеркнуть , что Эми – не только воплощение мужских страхов о чокнутой стерве, она, в какой-то степени, и воплощение всех женских страхов. Идеал, который мы стараемся, но, зачастую, не можем достичь. Стоит только вспомнить монолог Эми о «клёвой девчонке», чтобы понять о чем идет речь.

Для меня этот монолог был как сцена пожара в кинотеатре в «Бесславных Ублюдках», как монолог Джокера в «Темном Рыцаре» о шрамах на его лице, именно ради таких сцен я хожу в кино. Я навсегда запомню этот момент.

Куда ни посмотри – везде полно красивых девушек, которые умнее, милее, моложе. Все они стараются меньше есть, регулярно ходить на пилатес, больше улыбаться, ежедневно штукатурить лицо, носить неудобные каблуки и засыпать вовремя по ночам. Всем приходится притворяться. Вдобавок ко всему, их регулярно спрашивают: «Почему ты до сих пор одна? Почему ты не выйдешь замуж?». Кто-то может обходиться и без притворства, а кому-то приходится делать это постоянно. Кто-то об этом жалуется, а кто-то просто не хочет говорить, что не может соответствовать ожиданиям общества. В «Исчезнувшей» все эти ежедневные фрустрации достигли своего апогея, и родился монстр.

gone-girl-01_1485x612

 

На этом этапе в книге становится совершенно очевидно – Эми нуждается в том, чтобы все её любили и восхищались ею. Она считает, что заслуживает этого, ведь она великолепна, она – совершенство. Разве это не так? В книге она сама подходит к соседке по мотелю, в фильме она этого не делает. Почему она начала с ними общаться? Потому что она не может чувствовать свое превосходство, находясь в одиночестве. Она испортила жизнь парню, который хотел её бросить. Как он посмел? Ведь она лучшая. Осталось только найти идеального парня. С самого детства ей, как и многим другим девочкам, внушали, что она встретит своего прекрасного принца. Ник Данн появляется в самый подходящий момент, и спасает её, клёвую девчонку, на своем белом коне.

Скажу честно – мне не нравился Ник в книге. В какой-то момент он начал меня раздражать. Бен Аффлек все изменил: Ник получился глуповатым, но типичным милым мужиком с недостатками. Здесь возникает вопрос: зачем Эми сдался обычный, на первый взгляд, парень? Это неважно, ведь она не понимает, что такое любовь. Она сделает его идеальным. Любовь бы не позволила Эми портить и менять под себя Ника. Ей это несложно, она уже делала это раньше с бывшими парнями. И она меняет – он становится  умнее, его кругозор расширяется, и он уже не тот простоватый парень, каким он был в момент встречи с Эми.

GONE GIRL, from left: Ben Affleck, Rosamund Pike, 2014. ph: Merrick Morton/TM & copyright ©20th

Но и он поменял её – с ним она стала проще, расслабилась, обрела какое-то подобие своего «Я». Все это время она просто надевала ту маску, которую больше полюбят окружающие, и лишь сейчас её образ начал давать трещины. Трещины начал давать и их брак – Ник устал от строгих требований Эми, ему проще жить, когда все легко и беззаботно. Вдобавок ко всему, им пришлось переехать из яркого и шумного Нью-Йорка в тихий городок Среднего Запада.

Фильм не показал очень важную часть биографии Ника – его отец был ярым женоненавистником. В экранизации он лишь промелькнул на пару минут и не сказал ничего содержательного . Своим грубым отношением и психологической травлей собственной жены он выжег одну мысль в голове Ника: «Я никогда не хочу стать таким как он». Поэтому он и рад поначалу меняться для Эми, ему тоже хочется всем нравиться. Она это прекрасно видит, и сама не один раз отмечает, что ему гораздо лучше, когда он с ней.

qwqsyO8PdzEВ финале нам становится понятно: эти двое не могут друг без друга. В фильме это не совсем корректно показали: акцент был сделан на том, что Ник хочет ребенка от Эми, но тут дело немного в другом. Ник хочет быть с ней. Она дает ему шанс стать идеальным мужем, идеальным отцом, каким он и всегда хотел оказаться. Они совершенствуются, делают друг друга лучше, и им никогда не найти замену. Он никогда не сможет найти такую же как Эми, ему просто станет скучно. Но теперь ему не будет скучно – он знает, какой она может быть на самом деле. Теперь ей гораздо сложнее его провести, он ясно дает это понять в книге. Два токсичных человека заперты в золотой клетке семейной жизни.

«Исчезнувшая» – фильм о том, что создание идеальной иллюзии может заменить нам наши мечты. Каждому из нас хочется свою сказку, свой идеальный финал, порой неважно какими средствами. Хотя, может я ошибаюсь, может этот фильм – о самой сути брака, о бесконечном компромиссе. Может это просто фильм про психопатку. Но кое-что ему, а точнее его героине, удалось: все внимание привлекает Эми, она целиком и полностью затмевает собой всё остальное. Благодаря этому персонажу, лента Финчера не выходит у меня из головы.

Идея о том, что человек, которого ты пускаешь в свою жизнь, может настолько поменять тебя, и тебе это понравится, пробивает до дрожи в коленках. Я до сих пор ношу розовые очки и верю в то, что можно найти неидеального человека, с которым все же захочется прожить остаток твоей жизни. А «Исчезнувшая», по сути – это хоррор. Хоррор, потому что фильм не лишен толики правдоподобности. Я не могу избавиться от мыслей о том, насколько страшны брачные узы. Сколько семейных пар, держащихся за руки на фотографиях, похожи на Ника с Эми? Действительно ли можно полюбить человека настолько, что будешь желать видеть его лицо каждое утро, слышать его голос каждый день? Или это все ложь?

На часах пять утра. Все это время, пока я старалась скомпоновать мысли, в моих наушниках играл один и тот же трек из OST к фильму – «Technically, Missing». Может теперь, выплеснув мысли в отдельный файл, я смогу спокойно заснуть.

12 комментариев

  1. Dmitry Malyk

    Спасибо за текст, получилось интересно.

  2. M!ke

    Название заголовка случайно не сериал “Селфи” вдохновил или это просто совпадение? Статью сохранил, но прочту после просмотра фильма, боюсь спойлеров.

  3. Robert Dent

    отличный текст. фильм тоже. не лучший фильм Финчера, конечно (это все еще “Зодиак”), но все равно супергуд кино.

  4. Beringof

    “они стараются меньше есть, регулярно ходить на пилатес, больше
    улыбаться, ежедневно штукатурить лицо, носить неудобные каблуки и
    засыпать вовремя по ночам.”
    Это и есть жизнь девушки?)

    • meow

      к сожалению это так у многих

      • Beringof

        Прямо таких не встречал, либо не ограничивают себя в пристрастии к еде, либо не хотят никуда ходить. Все в одном лично я не встречал, хочется думать они это делают не зря.

  5. Артем Черемухин

    По моему мнению, кино ужасная, тягомотная хрень. Пособие для феминисток, тупых малолетних девочек, с не сформировавшейся психикой ну и для дам за 40, разочаровавшихся в браке и своих мужьях. Фильм на сквозь “Американский”, реалии там показанные далеки от устоев нашего “общества”, нам плевать друг на друга… И не кто не станет осаждать двери “несчастного” мужа, многие даже не знают имен соседей по площадке. Короче, для российского зрителя это все смотрится, как фантастический фильм про больное на голову общество. Проблема абсолютно не близка. Существует огромное количество советских фильмов, где все то же показано гораздо профессиональней, душевней, а местами ужасней. Впечатление подпортило так же отсутствия духа, стиля художника (Финчера). Ведь в каждой предыдущей картине был виден невооруженным взглядом почерк мастера, тут…нет. Обычный проходняк. А ведь так бы и было, фильм бы ни кто и не заметил бы, если бы не имя в титрах…Ужасная игра актеров, ужасный дубляж женских персонажей (очень уж фальшиво передавались эмоции, в них не веришь), длиннющий хронометраж, не пошедший на пользу фильму (чуть не помер от скуки).
    Ладно, закругляюсь, как итог: Польза этого “шедевра” для меня только одна, благодаря ему я теперь буду вычислять не уравновешенных истеричек и ТП в женском обществе…- смотрела “Исчезнувшая”, как тебе? – ООО! это суперкино! – Понятно, извините, до свидания. Как-то так это теперь будет выглядеть. Спасибо дружище Финчер за помощь! Извините, если обидел кого-то своим мнением, это чистое ИМХО…но с последствиями))

    • Reevolver

      Я не согласна, но, видимо, это просто фильм не для тебя)

      • Артем Черемухин

        Имеете полное право быть не согласной)). Ну даже если и не для меня (тема действительно не близка, хотя уже более 10и лет в браке), то обычно Финчера интересно смотреть, люблю все его фильмы, но тут…Видать мизинцем левой ноги снимался. Ну ок, я вас понял, да, это только мои мысли;)

  6. Дмитрий

    Отличный обзор, автор совершенно верно подметила, что эти двое не могут друг без друга. Когда он позвал её в эфире – это было по настоящему, у мужа прожившего 5 лет в браке нет шансов обмануть супругу, и она пришла ). На вопрос “сколько семейных пар, держащихся за руки на фотографиях, похожи на Ника с Эми?” я скажу ВСЕ ). Монстр-тварь живёт в каждом из нас, но пока ты один ты никогда не признаешь это, ты же любишь себя, как ты можешь быть монстром ;). Главное чтобы те монстрики которые из вас вылезут, понравились друг другу.) И я разделяю позитив адвоката, который назвал их с улыбкой “самой чёкнутой парой Америки”, он многое видел, он тоже знает у них всё будет ОК. А вот кого действительно жаль так это одиноких людей, как например его сестру, ей некому показать свои рожки и крылья, ведь в браке мы открываем не только тьму, но и свет внутри нас.
    PS Молодожёны, когда утром увидите рожки, режущиеся у своей половинки, не пугайтесь, это нормально ;)

  7. Roise

    Отличная статья! Отдельное спасибо за сравнение с книгой – читать бы я ее точно не стал, но интересно было узнать, что же осталось за кадром и в чем разница между первоисточником и финчеровской интерпретацией.
    Сам фильм посмотрел буквально на днях, и он оказал на меня совершенно сногсшибающее, опустошающее впечатление – пусть идеи здесь доведены до монструозного абсолюта, но они пугающе жизненны, и все эти описанные проблемы, хоть и не в такой крайности, нередко присутствуют в отношениях у многих людей. И это, конечно, страшно.