Ты обещал ей пурпур и лилии, а везешь ей триста грамм конфет «Василек».

«Москва — Петушки», Виктор Ерофеев

Chosen by the Moon

Персонажи японской игры Killer is Dead живут в тени кроваво-красной луны, существующей по своим законам со своими богами и героями. Знакомьтесь: Мондо Заппа — “ведущий специалист” правительственной конторы, предоставляющей нетривиальные услуги  –  устранение особо опасных преступников. Но не спешите втискиваться в костюм борца со злом, ведь это очередное неоднозначное творение Гоити Суды и его ребят из Grasshopper Manufacture. За долгие годы разработки игр Суда сумел выточить свой неповторимый стиль в подаче нарратива и лепке характеров. Никто из его героев не прикрывался моралью – убийство зачастую происходило ради самого убийства. Трэвису Тачдауну из No More Heroes, членам Синдиката Смита из Killer 7 и Гарсии Хотспур из Shadow of the Damned было ровным счетом плевать, кого превращать в кровавый фарш. Трэвис лишал жизни ради денег, которые тратил на видеоигры. Подчиненные Смита с таким же удовольствием убивали бы бесплатно. А Гарсия и вовсе не скрывал, что получает удовольствие от изощренной вивисекции демонов. Мондо Заппа практически не отличается от своих собратьев. Он циничен на том уровне, на котором смерть не оправдывается даже этическими принципами. Убийство – всего лишь часть его работы, средство достижения цели, а цель у него одна – секс с красивыми девушками. Деньги за убийства ему нужны лишь для того, чтобы подарками «располагать» барышень к себе. Обычные люди живут от дома до работы и обратно; Мондо живет в аналогичном режиме, курсируя между кровавыми разборками и постелью. В этом весь Гоити Суда, и все бы хорошо, если бы не одно “но” – играть в это невозможно. Killer-Is-Dead-001

It’s all about gameplay

Опытные игроки и разработчики уверены: геймплей превыше всего. На протяжении двадцати лет Suda 51 (никнейм Гоити; не год рождения, просто созвучие иероглифов) неустанно показывает игровой индустрии, на каком известном месте он вертел данный принцип. Эстетика и нарратив – для него самое важное, а игровая механика подбирается по остаточному принципу, и в этом большая проблема всех проектов Суды. За последние 3-4 года вышло большое количество грамотных слэшеров. Мастера жанра из Platinum Games своими проектами показывают серьезный, многоуровневый подход к геймдизайну. Взять тот же Metal Gear Rising: Revengeance. Для среднестатистического игрока достаточно освоить простые комбо и принцип уворота; для мазохистов с геймпадом припасена программа посерьезнее: шикарно поставленные цепочки ударов и спецприемы для настоящего кровавого балета. Увы, прелести хорошего геймплея слэшеру Гоити Суда не перепали. Боевая система плоская, как японский юмор. У Мондо в распоряжении есть любимая катана, все удары которой завязаны на одной кнопке, и кибернетическая рука-мультиварка, выступающая то как обычная пушка, то как огромный бур, украденный у Большого Папочки. Для полноты картины накидали дерево прокачки оружия, дополнительные комбо и умения Заппы. Где-то здесь геймплей слэшера выпуска 2013 года и заканчивается. Прохождение сюжетной линии займет не более 16 часов, что при общей скучности геймплея, выглядит как издевательство, а ощущается как долгожданное избавление. Игроку предлагается выполнять побочные “челленджи”, открывающиеся с прохождением игры, но с такой боевой системой тратить время на оттачивание навыков желания не возникает. Killer-Is-Dead-006

Саркисян позвонит

Переходим к самому распиаренному режиму игры — жиголо-миссиям. В одном из интервью Суда говорил о том, что источником вдохновения для них служила “бондиана”. Ему хотелось передать дух свиданий сверхсекретного джентльмена с очаровательными дамами.  Правда, мои попытки вспомнить, в каком из фильмов неутомимый британский шпион на свидании бессовестно разглядывал визави в те моменты, когда она на него не смотрит, увенчались неудачей. Более того, для меня остается загадкой, каким образом всю рекламную компанию можно было построить на «лице» косплеерши Джессики Нигри. Это нормально смотрелось при раскрутке такой поп-жвачки, как Lollipop Chainsaw. Но к чему это в Killer is Dead? Видимо, других способов рекламы своих проектов Суда так и не придумал. Killer-Is-Dead-011

Akira is back

Пару слов о звуковом оформлении игры. Музыкальное сопровождение для Killer is Dead писал известнейший японский композитор Акира Ямаока. К сожалению, в последние годы мастер начал сдавать позиции: гениальность периодически проблескивала (например, в виде саундтрека Shadow of the Damned), но по большей части господин Ямаока ударился в сольную карьеру с нотками подражания Linkin Park, и неохотно брался за игровые проекты. К счастью, Killer is Dead показывает, что далеко не все полимеры утрачены. Стоит отметить замечательную аранжировку Девятой симфонии «Из Нового Света» Антонина Дворжака. Не стоит забывать и о любви Ямаоки и Суды к панк-року – трэшовой Killer is Dead отлично подходят треки японских хулиганов из Jesse and The BONEZ.

Love and Kill

Как же обнадеживали первые арты и скриншоты Killer is Dead, опубликованные в “Фамитсу”! Гоити Суда нагреб лопатой денег с Lollipop Chainsaw и приготовился дать миру немного старого доброго cel-шейдингового ультранасилия, по которому я уже порядком успела соскучиться. Но увы, лишь в отдельные – редкие как мой секс – моменты игра блистает лихой постановкой. Наибольшая проблема игры кроется в подаче истории. Объяснить сюжет Killer is Dead ничуть не легче, чем простыми словами растолковать книги Джойса (но не подумайте, что я ставлю их в один ряд). Нарратив в Killer is Dead – это поток сомнамбулического сознания, огромная условность, растянутая на 16 часов, за которой скрываются излюбленные аллегории Гоити Суды. Слоган игры гласит: “Love and Kill”. Либидо и мортидо, стремление к земным наслаждениям и влечение к смерти – все это здесь, в этой игре. Другое дело, что идея концепта теряется в нескончаемом потоке несуразного, «вымученного» трэша. История подчинена логике сна, которая понятна Suda 51, а не простому игроку: единорог по имени Такеру, оживший русский поезд Томми, истошно вопящая японская школьница Мика — все это заиграло бы нужными красками при соответствующей подаче. Killer 7 и The Silver Case обладали простой историей, в которой с легкостью читался «код» Суды; сюжет Killer is Dead не лишен смысла, но подан сумбурно, и для большей части игроков так и останется бессвязной ересью в кислотной оболочке. Практически в каждом аспекте Killer is Dead виден растраченный потенциал. Я ожидала колосса уровня Killer 7, а получила игру-китч с неопределенной целевой аудиторией. При всей своей гениальности Суде все-таки стоит задуматься над тем, что хорошая идея не является гарантом хорошей игры. Надеюсь, что в последующих проектах он реабилитируется, и будет радовать нас действительно играми, а не напыщенным эпатажем.

Насильем мил не будешь
Killer is Dead — мизогинная игра от Суды. Спокойно проходим мимо.
Геймплей3
Звук и музыка8
Сюжет6
Графика6.5
ОК
  • Музыка Ямаоки
  • Визуальный ряд
НЕ ОК
  • Скучный геймплей
  • Неудачная подача сюжета
  • Избыток трэша
5.9Overall Score
Reader Rating: (23 Votes)
5.1

18 комментариев

  1. Alex Sparrow

    мне кажется, что суда до сих пор еще смеется над словом “оппай”, набранным катаканой.
    ничем иным его трепет перед сиськами объяснить нельзя.

    • KyoLover

      Посмотри на современную японскую анимацию, на сериалы, на теле-шоу. Японцам это кажется смешным, ниче не поделаешь.

      • Alex Sparrow

        ну это действительно смешно, но надолго этого не хватает, увы.

    • Gadzhega

      Как же без шуток про секас на сайте с бабами да еще и в игре про секас?

      • OMFGNuts

        Как и в любом другом ресурсе? Просто шутки про секс делают всё лучше

      • Gadzhega

        Естественно. Да и вообще секс делает все лучше, а шутки про него так вообще делают все шикарным

      • Alex Sparrow

        >> Да и вообще секс делает все лучше

        это первые 25 лет

  2. Shinaar

    Про игру не знал вообще. Спасибо за ревью, теперь и внимания можно не обращать, и ясно стало, что не так было с No More Heroes. А написано хорошо-понятно. С почином!

  3. gypsy_erin

    Поздравляю, Илона, с первой публикацией! :)

  4. Kao

    Эпиграф,заголовки,стиль,слог…у меня литературный экстаз.

  5. Dedingo

    Очень понравилась статья, получил просто уйму удовольствия от прочтения. Буду очень ждать ваших последующих публикаций.

  6. From Wisdom To Hate

    Статья хорошая, но зачем было писать об этом высере – непонятно. Суда уже давно исписался, невелик и лучшие его игры в прошлом.

    • KyoLover

      Я верю, что он исправиться (да, наивный чукотский юноша).
      Тем более, as I said, крупицы годноты там есть.

  7. Zero106

    Игра очень даже годная, просто не для всех и не для каждого. You just don’t get it